Дети Запорожья лого

Путешествие к июньскому снегу ( Говерла - 2014 )

25 июня 2014, 14:30 4216 Автор: Альберт Павлов deti.zp.ua 25 детей из Запорожской области и Донецка побывали в Карпатах и покорили Говерлу во время похода 14-20 июня 2014

Несмотря на бурные события в нашей стране, жизнь продолжается, и продолжается наша детская туристическая программа «Клубок».

Традиционно летом мы организовывали походы по горному Крыму, но сейчас, несмотря заверения президента России о любви к братскому украинскому народу, поездки детских групп из Украины в Крым значительно усложнились – требуется оформление нотариального заявления родителей на каждого ребенка. Пока ситуация с Крымом не определена, мы активно осваиваем походы в Карпаты.

14-20 июня 2014 в поход с восхождением на высшую точку Украины – г. Говерлу, отправились 25 детей и 4 сопровождающих взрослых. В нашей группе были дети из многодетных, малообеспеченных и обычных семей, 6 воспитанников Молочанского интерната, 1 воспитанник детского дома-интерната на В. Лугу, и 3 детей-беженцев из Донецка, временно проживающих в Запорожье.

В этот раз мы решили добираться до Ворохты не через Львов, а через Тернополь, что позволило сэкономить 7 часов в пути. В Тернополе мы пересели в автобус, который за 6 часов доставил нас прямо к подножию Говерлы – турбазе Заросляк.

Весьма прохладная погода была сюрпризом для многих детей – температура ночью едва достигала 6 градусов тепла. Несмотря на то, что мы сообщали список необходимых вещей всем родителям, не все отнеслись серьёзно к этой информации – никто не мог поверить, что в середине лета в Карпатах будет столь низкая температура. Пришлось на ночь одевать всю имеющуюся у нас одежду, и в каждую палатку заселять больше детей, чтобы им было теплее. К счастью, утром все смогли согреться у костра и напиться горячего чаю.

В первый день мы совершили поход от турбазы Заросляк к озеру Несамовытому (7,5 км в одну сторону). По пути ребята любовались великолепной природой Карпат, потихоньку привыкая к прохладному и влажному климату. Некоторые даже рискнули искупаться в озере. От Несамовытого часть группы вернулась в лагерь, а остальные, более активные и жаждущие приключений ребята прошли назад по Черногорскому хребту. С южной стороны хребта нас порадовала солнечная и тёплая погода. К радости детей, мы набрели на небольшой участок сохранившегося снега. 15 июня дети катались на снежной горке, температура воздуха была около 20 градусов тепла, и вокруг цвела черника и эдельвейсы!

Вниз к лагерю мы спускались через полонину Пожежевскую и побывали у снеголавинной и метеорологической станции. На станции встретили местных жителей, которые отнеслись к нам очень добродушно. Узнав, что мы с востока Украины, они принялись расспрашивать нас о жизни, перешли на русский язык, и напоследок сфотографировались вместе со всей группой. «Приедете домой – расскажите, что видели «злых бандеровцев»!» - смеясь, сказали они нам напоследок.

На следующий день мы запланировали восхождение на Говерлу. Решили подниматься по короткому, но более крутому маршруту. Восхождение заняло около 3 часов. Вершина Говерлы все время была в облаках, но когда мы поднялись на неё, тучи разошлись, и мы согревались яркими солнечными лучами!

На вершине Говерлы всегда много народу, и в этот раз здесь одновременно находилось около 50 человек, в том числе ребята из Чехии.

После восхождения наша группа вновь разделилась на две части. 10 человек (ребята постарше и более физически выносливые) решили отправиться в двухдневный поход до обсерватории «Белый слон» на горе Поп-Иван, а остальные - вернуться в лагерь и делать небольшие радиальные выходы в окрестностях базы Заросляк. Я был участником группы, отправившейся на Поп-Иван, поэтому и поведаю вам о приключениях нашей группы.

Итак, от Говерлы мы отправились по Черногорскому хребту в сторону озера Бребенескул. В этот день погода нам благоприятствовала, и мы смогли вдоволь налюбоваться великолепными пейзажами, открывающимися с высоты 1900 м. Миновав озеро Несамовытое, мы прошли вдоль горы Ребра и к вечеру подошли к озеру Беребенескул, считающемуся самым высокогорным озером в Украние (1800 м над уровнем моря). Ранее я слышал от одного туриста, что Бребенескул – его любимое место в Карпатах. Спустившись к озеру и выбрав место для лагеря чуть ниже по течению ручья, я готов был согласиться с этим туристом. Действительно, озеро расположено в живописной котловине-долине, изрезанной множеством ручьев с кристально чистой водой. По краям долины – живописные скальные выступы. Ощущение, что ты находишься в великолепном специально созданном ландшафтном парке, с множеством альпийских горок, ручьев и водопадиков. Такая красота с лихвой оправдывает усилия, затраченные на восхождение в эту долину!

На следующий день наша небольшая группа отправилась к горе Поп-Иван Черногорский (высота – 2020 м). Находящаяся на её вершине заброшенная обсерватория «Белый слон» будоражила наше воображение. Это здание, которое мы с расстояния в несколько километров могли наблюдать в окружении облаков, напоминало сказочный замок или дом с привидениями. При подходе к вершине погода стала ухудшаться, заморосил дождь, а температура не превышала 5 градусов выше нуля. Достигнув вершины, мы обошли всю обсерваторию снаружи и изнутри. Это уникальное сооружение на высоте 2020 м было построено в 1938 году поляками, а в 1939 г. перешло под контроль Советского Союза. Этот утопический проект предполагал гостиницу, собственную электростанцию, самораздвигающийся медный купол, конференц-зал. Можно представить, сколько усилий потребовалось, чтобы доставить на вершину массу стройматериалов и возвести здание в условиях, аналогичных Сибири. К сожалению, обсерватория проработала совсем недолго, и после войны перестала использоваться по назначению.

В одной из комнат сейчас оборудован простейший приют для туристов – деревянные лежаки и застекленное окно. Кроме того, недавно кто-то частично отремонтировал купол здания. Есть надежда, что обсерваторию как минимум – законсервируют и сохранят от разрушения.

Перекусив у «Белого слона», мы жутко замерзли и поспешили отправиться в обратный путь на стоянку у оз. Бребенескул. Погода ухудшалась на глазах, и последние 2 часа пути мы шли под дождём. На стоянку мы прибыли изрядно промокшие, голодные и уставшие. С большим трудом нам удалось развести костёр и приготовить гречневую кашу, а чая уже никто не дождался – все попрятались в палатки в попытке согреться. Это было нелегко, с учетом того, что большая часть скудной одежды была мокрой или влажной, а температура на улице – около 5 тепла. Тем не менее, мы выдержали это испытание, пережили ночь. Следующим утром, слегка перекусив, мы поспешили к базовому лагерю Заросляк. До него от Бребенескула было около 12 км. За пару часов, спустившись с хребта, мы попали из зимы в лето. Наконец-то, впервые за 3 дня нам удалось хорошенько согреться и просушить вещи.

На следующий день на автобусе мы отправились назад в Тернополь. За автобусом от Заросляка пару километров бежала наш постоянный спутник – собака Рыжуха-Говерла, прошедшая с нами по карпатским хребтам почти 60 километров. Это удивительное животное не боится ни стужи, ни дождя, при этом Рыжуха практически ничего не ел и не просил у нас – попробовал только кусочек торта со сгущёнкой.

Перед отправлением поезда из Тернополя у нас была возможность познакомиться с этим красивым, уютным городом. Особенно понравился детям парк на берегу живописного ставка. Из Тернополя за 22 часа поезд доставил нас в Запорожье.

Этот поход, из-за погодных условий, был, пожалуй, наиболее сложным из всех мероприятий, организованных «Клубком». Тем не менее, все участники с честью выдержали это испытание, и вернулись домой живыми и здоровыми. Мы, как организаторы, решили теперь не полагаться на родителей проверять личные тёплые вещи детей перед отправлением поезда.

Дети в возрасте от 9 до 17 лет не только покорили высочайшую вершину Украины. Ребята очень сдружились между собой, а преодоление препятствий вселило детям уверенность в своих силах. Участники похода убедились в том, что и на западе Украины живут простые, добрые и гостеприимные люди, а не фашисты и бандеровцы, которыми пугают некоторые СМИ.

Мы, как всегда, благодарим тех, кто оказал финансовую помощь в организации похода:

- Алексея и Романа из Запорожья;

- Эрика из США.

Напоминаем, что поддержать туристическую и познавательную программу «Клубок» для запорожских сирот и детей из малообеспеченных семей может каждый!

Этим летом мы планируем ещё один поход в Карпаты, возможно – поход в Крым, а также палаточный лагерь на Арабатской стрелке. Льготные категории детей смогут принять участие в этих мероприятиях бесплатно либо со скидкой в 50%, а обычные дети – по себестоимости, которая на 30-40% ниже стоимости путевок от турфирм.

Записать ребенка в поход и задать любые вопросы вы можете по электроннгой почте info@klubok.org.ua или связавшись с сотрудниками фонда

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии