Дети Запорожья лого

Наши дети – не наше будущее?

16 февраля 2006, 0:00 4135 ForUm

Усыновление иностранцами украинских сирот, что существенно уменьшало позорные для страны цифры, стало сейчас почти невозможным. Центр усыновления детей при Министерстве образования и науки Украины временно приостановил прием документов от иностранных граждан на усыновление украинских детей.

Причиной такого шага, за словами работников Центра, послужило отсутствие информации о детях, которые ранее были усыновлены гражданами этих стран. В частности, не рассматриваются заявления граждан США, Италии, Испании, Германии, Франции, Канады.

По информации пресс-службы МОН, такая мера уже дала позитивный результат – иностранные дипломатические представительства за полмесяца предоставили информационных отчетов о судьбе усыновленных детей больше, нежели за полгода.

Прием документов будет возобновляться по мере поступления документов от каждой из вышеуказанных стран.

Около 80 процентов украинских сирот усыновляются гражданами других стран. Несмотря на заверения чиновников о контроле над иностранными приемными семьями, судьбу детей – выходцев из Украины никто не отслеживает. Скандал разразился после сообщения об убийстве двухлетней девочки, усыновленной американской супружеской парой в России. В той же семье воспитывалась пятилетняя девочка из Украины.

Одним из вариантов борьбы с подобными явлениями могло бы стать присоединение Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничество в области межгосударственного усыновления.

Благодаря присоединению Украины к Конвенции права детей - граждан Украины будут более защищенные, появится возможность унифицировать процедуру усыновления в Украине с процедурой государств - участниц Конвенции, создать четкую и прозрачную систему гарантий, направленных на предотвращение похищения, продажи детей или торговли. Присоединение Украины к Конвенции также разрешит получать полные и достоверные сведения о кандидатах в усыновителе и осуществлять межгосударственное усыновление с учетом интересов ребенка.

Еще в конце сентября Межведомственная рабочая группа при Министерстве юстиции Украины завершила разработку предложений о присоединении Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления.

Подготовку предложений Минюст осуществлял на исполнение поручения Правительства Украины.

На сегодня 67 стран - участниц Конвенции о защите детей и сотрудничество в области межгосударственного усыновления успешно сотрудничают.

Попытки защитить украинских сирот методом приостановления приема заявок на усыновление украинских сирот, предъявленных иностранными гражданами, предпринималась еще в июне. Тогда эта мера была принята в связи с необходимостью пересмотра существующей процедуры усыновления и создания нового комитет по защите прав ребенка. Ожидалось, что новый комитет начнет работу через пару месяцев, и тогда заявки снова будут приниматься.

Уже полученные заявки будут рассмотрены позднее, заявил министр Украины по делам молодежи и спорта, Юрий Павленко.

«Мы сделаем все возможное, чтобы ни один ребенок не пострадал», - заявил Юрий Павленко. «Наша главная задача - сделать процедуру простой и справедливой», - добавил министр. В прошлом году более двух тысяч иностранных граждан усыновили украинских сироток, и только полторы тысячи украинцев взяли в свои семьи обездоленных детей.

Усыновление иностранцами широко практикуется в Украине, несмотря на появившиеся в прессе публикации о нарушениях прав детей, усыновленных иностранными гражданами. Украинцы, как отмечает «Los Angeles Times», усыновляют сирот только в случаях неизлечимого бесплодия одного из супругов.

Во время визита в Украину, американский министр здравоохранения Майкл Левит заявил, что США поддерживают присоединение Украины к Гаагской конвенции. Левит пригласил украинскую делегацию посетить американские семьи, усыновившие украинских сирот согласно американским стандартам по усыновлению. Павленко принял приглашение и сообщил, что ответный визит состоится в декабре.

Киев и Вашингтон планировали договориться о новом механизме усыновления украинских детей-сирот американскими родителями.

Недостаток действующего механизма усыновления - отсутствие контроля со стороны Украины за дальнейшей судьбой своих маленьких граждан. В результате некоторые дети попадают на нелегальный рынок донорских органов. Стоимость одного ребенка на теневом рынке составляет около $25 тысяч. Отныне правительство США будет обязано контролировать семьи, в которые попадают украинские сироты, и передавать информацию в Киев.

Комментарии

| Лилия Григорович | Юрий Павленко | Анатолий Раханский | Игорь Когут | Рената Вайнола

18:28 Лилия Григорович, Народный депутат, член НСНУ

Если дважды останавливается процесс усыновления, по той или иной причине, это только делает стране честь. Значит она хочет не только разбросать детей, как кукушка, а хочет иметь соответствующую информацию о том, что происходит с этими детьми в дальнейшем. Поскольку Украина действительно страна, а не «кукушка», то она имеет полное право и все основания знать, как этим детям живется. Я думаю, что это только вызовет уважение и настроит усыновителей на серьезный лад.

Поскольку они не берут ребенка из Зимбабве, а действительно из европейской страны, которая отслеживает судьбу своих маленьких граждан, даже по усыновлению. Это первое.

Второе, давно пора сформировать механизмы отечественного усыновления. У нас сложилась удивительная ситуация - растет огромное количество бесплодных семей, люди готовы платить полторы тысячи долларов за искусственное оплодотворение, но никто не идет на усыновление детей.

Третье, никто никогда не отпугнет международных усыновителей от Украины, потому что в Украине белые дети. Усыновителями являются в основном зажиточные люди, которые живут в Европе или в Северной Америке, они готовы усыновить немощного больного ребенка, но белого. Следовательно, мы никого временной приостановкой принятия заявлений на усыновление не отпугнем. Наоборот, мы покажем, что подходим к этому процессу ответственно и хотим иметь обратную связь. Все делается правильно.

Предыдущая власть, очевидно, не хотела иметь контроля за усыновленными детьми. Вот почему наши дети попадали в довольно ужасные ситуации. При старой власти мы даже стояли на пороге передачи усыновления частным структурам. Во-первых. Второе, и это уже пусть будет на совести гуманитарного веце-премьера в правительстве Януковича, вопреки всем нормам международного усыновления было принято решение об усыновлении наших детей гражданами Израиля, где продолжается военный конфликт.

Новая власть делает все возможное, чтобы исправить ситуацию, и ей это удается.

16:43 Юрий Павленко, Министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта

Это решение было принято еще в сентябре. С того времени был проведен не один разговор. Состоялись и переговоры как с послами этих стран, так и последнее совещание на прошлой неделе было проведено с консулами 6 стран касательно граждан, от которых и был приостановлен прием документов. Однако процесс усыновления не приостанавливался. Мотивация такого шага с украинской стороны понятна. Большинство стран, кроме США, сегодня стопроцентно предоставили информацию о детях. США было предложено возобновить прием документов не по стране в целом, а по каждому штату.

Первейшая наша задача – обеспечить защиту каждого усыновленного ребенка. Вторая – чтобы процесс усыновления был максимально быстрым и прозрачным для каждого иностранного гражданина, а самое главное для украинского. Над этим, собственно, мы сегодня работаем. Эта акция в первую очередь проведена ради контроля за усыновленными иностранцами детьми. К сожалению, до настоящего времени контроля не существовало. Эта приостановка заставила более активно в этом направлении работать и наши представительства за границей, и консульские управления, и соответственно центральные органы исполнительной власти тех стран, где больше всего усыновлено наших детей, –США, Италии, Испании, Германии, Канады, Ирландии.

Раньше не было контроля – продолжалась только переписка. Потом проверка выявила отсутствие соответствующих отчетов. Теперь можно сказать, что этот контроль есть, за этот месяц удалось наладить систему даже на двустороннем уровне между конкретными странами. Но полноценно мы сможем контролировать, а каждое государство нести ответственность за граждан, которые усыновили наших детей, конечно, только после ратификации Украиной Гаагской Конвенции. Она дает такие функции нашему консульскому контролю и налагает ответственность на каждого гражданина и на страну в целом, куда усыновлен ребенок из другой страны. До такой ратификации робота в этом направлении может быть только на двустороннем уровне, по каждой стране, исходя из уровня отношений между государствами.

Сейчас продолжается процесс усовершенствования механизма усыновления. Есть соответствующий законопроект в Верховной Раде, который уже третью неделю ставится в повестку дня, но до него не доходит очередь. На завтра он также есть в повестке дня. В нем речь идет о передаче и перераспределении функций, создании соответствующего правительственного органа в структуре Министерства. Это позволит создать новую систему усыновления. Потому что до момента принятия этого закон мы, как Министерство, отвечаем за опеку, заботу, усыновление на районном уровне, собственно, и где дети находятся. Сейчас идет передача на районном уровне от управлений образования службе по делам несовершеннолетних. На центральном уровне вся эта информация находится при Министерстве образования. Таким образом возникает определенное неполноценное согласование, некачественная работа вертикали.

Если мы берем по результатам 2004 года, то у нас соотношение между иностранными усыновителями и нашими: 55% на 45%.

55% - это ненормально. Кризис системы усыновления заключается в том, что в последние годы произошел перекос в сторону иностранного усыновления. Это то, что скоро должно измениться. Мы за то, чтобы этот процесс для украинцев был максимально недолговременным. К сожалению, он часто занимает до трех лет. Я знаю много примеров, когда люди так и не заканчивали процесс усыновления. Бюрократическая машина останавливала семьи с нормальным достатком, которые способны были воспитать нормального ребенка. Поэтому наша задача – увеличить число украинских усыновителей.

Мы предложили Кабмину несколько экономических стимуляторов по усыновлению, в частности выплату в размере 8 с половиной тыс. семье, которая усыновила ребенка, то есть той суммы, которая выплачивается при рождении. И второе – предоставление отпуска при усыновлении одному из двух родителей, от трех месяцев до полугода.

Если все это заработает, то, думаю, ситуация в будущем году будет радикально другой. Мы не инициируем мораторий на иностранное усыновление. Мы исходим в первую очередь из интересов ребенка. Для него самое важное – иметь полноценную семью.

14:06 Анатолий Раханский, Народный депутат Украины, член парламентской ассамблеи Совета Европы

Вообще, государство должно быть само в состоянии воспитывать своих детей. Мне вспоминается старая пословица: то государство, которое не в состоянии прокормить свою армию, будет кормить чужую. Разве мы не можем воспитать сирот сами.

Такого даже после революции не было. Отдавать детей за рубеж – неправильно. Мы часто в Совете Европе обсуждает подобные вопросы, очень много есть примеров, когда над усыновленными детьми издеваются: их насилуют, бьют или вообще не предоставляют информацию о них. Порой не известно жив тот ребенок, или нет. А ведь до 18-ти лет это граждане Украины. А о своих гражданах мы должны заботиться.

Даже один ребенок, усыновленный иностранцами, – это много, не говоря уже о 80% от числа всех украинских сирот. Это просто катастрофические цифры. Может, давайте все туда продадимся, пусть нас воспитывают!? Не верю, что мы не можем сами справиться. Вон у нас сколько миллионеров. Пусть поделятся.

В 1917 году Феликсу Едмундовичу Дзержинскому поручили бороться с беспризорностью. Тогда столько сирот было, и он справился. Приюти понастраивали по всей стране. Мы сейчас не можем этого сделать? Надо воспитывать патриотов Родины и защитников, а не отдавать их в чужие страны.

Почему у нас отсутствует контроль за судьбой усыновленных детей? Потому что отсутствует совесть, начиная от Президента, Кабмина и заканчивая парламентом. У них нет совести по отношению к детям.

Я долго борюсь, чтобы распустили Фонд социального страхования. Он тоже должен сиротами заниматься. А он не понятно чем занимается. Зато чиновники этого Фонда себе дворец выстроили. Я этим вопросом занимаюсь уже пол года, обратился и к Президенту, чтобы он разобрался с Фондом, и уволил их всех.

13:17 Игорь Когут, Глава Лаборатории законодательных инициатив

Нужно вести определенный учет и статистику усыновленных. А поскольку у нас есть определенные проблемы в введении такой документации, как на экономическом, так и на образовательном уровне, то приостановка приема документов от иностранцев будет со временем способствовать большей эффективности в этом деле.

Нужно объяснять иностранцам: для того, чтобы законно проводить эту операцию, нужно вести учет на уровне определенных мировых стандартов. Думаю, это будет принято с пониманием.

К сожалению, усыновление является временами коррупционным вопросом - органы статистики не способны вести контроль над судьбой наших усыновленных детей. Этот вопрос нужно поставить не только на учет и контроль, но и сделать определенной политикой. У нас много родителей, которые не могут позволить иметь детей, многие родители лишены прав.

То, что 80% украинских сирот усыновлены иностранцами - это много. Естественно, было бы лучше, если бы украинцы усыновляли их, и они оставались в своем государстве. Просто у нас нет надлежащего уровня благосостояния. У нас многие семьи не то, что чужих, своих детей не могут содержать. Но те семьи, которые не могут иметь детей, но имеют соответствующий уровень благосостояния, должны усыновлять детей. Это было бы лучше.

13:01 Рената Вайнола, Доцент кафедры социальной педагогики Института социальной работы и управления

Если человек имеет абсолютно прозрачные мотивы для усыновления, то такая осторожность государства только вызовет уважение усыновителя. Тогда он увидит ответственное отношение государства к ребенку. И наоборот. Если существуют легкие подходы к усыновлению, а это, как уже потом стало известно, вызывает злоупотребление в процессе усыновления, могут вспугнуть потенциальных родителей. Поскольку они не будут убеждены в законопослушности наших исполнителей.

Другая ситуация, когда иностранные граждане, которые выступали потенциальными усыновителями наших детей, очень часто сталкивались с коррупционными ситуациями в условиях нашей страны. Они были вынуждены расходовать не только те средства, которые они должны были расходовать, но и немалые дополнительные расходы. Если сегодня будет создана прозрачная система усыновления, а мы знаем, что очень часто усыновляют детей, имевших определенные хронические заболевания, которые тяжело лечатся в Украине, и если такой ребенок получит шанс за границей, но при обязательном условии социального патроната и посредничества, определенного отслеживания этой ситуации, супервидения нашими специалистами - то меры такого пресечения могут поддерживаться .

80% усыновленных детей гражданами других государств – это средний статистический показатель для всей Европы. Во-первых, одной из причин желания усыновить ребенка является наличие генетического потенциала, который, как не странно, в цивилизованных странах почему-то уменьшается, а в странах генетически более здоровых, к которым я отношу и Украину, он является достаточно высоким. Поэтому иностранцы и пользуются нашим генетическим потенциалом. Во-вторых, показателем создания приемной семьи является достаточный уровень благосостояния населения. Для Украины этот уровень достаточно низкий, чтобы возникло подобное желание. Думаю, и в нас нашлись бы семьи, которые с удовольствием усыновили и не одного ребенка, если бы позволяло материальное состояние. Сложилась такая ситуация, что сегодня это право могут реализовать преимущественно иностранцы.

Отсутствие контроля о последующей судьбе наших маленьких граждан, по моему абсолютно субъективному мнению, связанно с отсутствием координационного центра. В процесс усыновления было задействовано несколько министерств – министерство образования, министерство семьи и молодежи, охраны здоровья. А нужен единственный координационный центр, правда, не могу сказать, где он должен быть создан, это не моя прерогатива. У нас часто сталкиваются интересы нескольких ведомств, подразделений. Например, при создании базы данных о детях, которые подлежат усыновлению. По моему мнению, интернату не очень выгодно туда подавать тех детей, которые не создают проблем. Они преимущественно отправляют туда детей больных, которые имеют проблемы в общении, тех, откровенно говоря, от которых интернат даже хотел бы избавиться. Таким образом, нет организации, которая бы создавала единственный координационный банк данных. Должна быть независимая организация, которая бы осуществляла эту экспертизу.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии