независимой аудиторской фирмы «АУДИТ-ВИД»
о результатах внешнего аудита
Благотворительного фонда
«Счастливый ребенок»
за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г.
Аудиторской фирмой «АУДИТ-ВИД», действующей на основании свидетельства о включении в Реестр аудиторских фирм и аудиторов, №2162 от 26.01.2001г. (действие продлено до 04.11.2015г.), выданного Аудиторской палатой Украины, в лице аудитора Черной Н.Г. (сертификат серии А №005250 от 30.05.2002г., действие продлено до 30.05.2017г.) проведен аудит налогового учета и состояния бухгалтерского учета Благотворительного Фонда «Счастливый ребенок» за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г. на предмет их достоверности и соответствия действующему законодательству.
Аудит проведен по заказу руководства Предприятия на основании договора №36 от 06.05.2014г., в соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999г. № 996- Х1V (далее - Закон №996); Закона Украины «Об аудиторской деятельности» от 14.09.2006г. № 140-IV и Международных стандартов аудита, предоставления уверенности и этики, МФБ, которые приняты в качестве Национальных стандартов аудита Украины (решение АПУ № 122/2 от 18.04.2003г.), в частности Международных Стандартов аудита № 3000, Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI (далее НКУ).
Проверка запланирована и проведена с целью получения достаточной уверенности в том, что предмет проверки не имеет существенных отклонений от требований действующего законодательства и нормативных документов по проверяемым вопросам.
Считаем, что в результате осуществленных процедур нами получено достаточно доказательств, для выражения своего профессионального независимого мнения.
Для проведения аудиторской проверки были исследованы следующие документы:
- учредительные документы;
- данные бухгалтерского учета за 2013 год;
- первичные документы по предоставлению благотворительной помощи;
- авансовые отчеты;
- кассовые документы;
- ведомости начисления заработной платы и ЕСВ, штатное расписание и приказы;
- выписки банка с текущих счетов в гривне и иностранных валютах;
- первичные документы, необходимые при проверке за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г.
Ответственность управленческого персонала:
Управленческий персонал несет ответственность за подготовку и достоверное представление указанной информации согласно действующему законодательству. Ответственность управленческого персонала охватывает: разработку, внедрение и использование внутреннего контроля относительно подготовки и достоверного отражения информации, которая не содержит существенных искажений вследствие мошенничества или ошибок, а также учетных оценок, которые соответствуют обстоятельствам.
Ответственность аудитора:
Нашей ответственностью является высказывание мнения относительно предоставленной финансовой информации на основании результатов нашей аудиторской проверки. Мы провели аудиторскую проверку в соответствии с Международным стандартом № 3000. Этот стандарт требует от нас соблюдения этических норм, а также планирования и выполнения аудиторской проверки предоставленной финансовой информации для получения достаточной уверенности в том, что она не содержит существенных искажений.
Аудит включает оценку и определение существенных условий, осуществленных управленческим персоналом относительно соблюдения норм, которые соответствуют общим требованиям действующего законодательства.
Ответственными за финансово – хозяйственную деятельность в проверяемом периоде были:
- с правом первой подписи:
• Президент Благотворительного фонда – Павлов А.А.
- с правом второй подписи:
• Главный бухгалтер – Рязанова И.Г.
1. Состояние бухгалтерского учета, его
организации и внутреннего контроля
Бухгалтерский учет на Предприятии осуществляется, в целом, в соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Минфина Украины от 30.11.1999г. №291 и зарегистрированного в Минюсте Украины 21.12.1999г. под №892/4185 и Национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета.
Приказ об учетной политике Предприятия на 2013 год к проверке не предоставлен.
Бухгалтерский учет осуществляется с применением компьютерной программы 1С: «Бухгалтерия», версии 7.7.
2. Аудит учета основных средств, других необоротных материальных активов,
нематериальных активов и их износа
Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, малоценных необоротных материальных активах (МНМА) осуществляются, в целом, в соответствии с требованиями П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденному приказом МФУ от 27.04.2000г. №92.
В проверяемом периоде приобретены необоротные активы:
Автомобиль и цифровой фотоаппарат введены в эксплуатацию проводками Дт 10 Кт 1521.
Начисление амортизации необоротных активов Организацией проводилось следующей проводкой:
Дт 48 Кт 13 – 181514,0грн. - начисление амортизации необоротных активов.
Малоценных необоротных материальных активов в учете Организации не числится.
Нематериальные активы
БФ «Счастливый ребенок» бухгалтерский учет осуществляет с помощью программного продукта 1С: Бухгалтерия.
3. Учет запасов и затрат
Бухгалтерский учет запасов
Бухгалтерский учет запасов, в целом, осуществляется в соответствии с требованиями П(С)БУ 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина Украины от 20.10.1999г. №246 и зарегистрированного в Минюсте Украины 02.11.1999г. под №751/4044, с изменениями, внесенными приказом Минфина Украины от 25.11.2002г. №989 и зарегистрированными Минюстом Украины 10.12.2002г. под №962/7250.
Для целей бухгалтерского учета Предприятия запасы включают топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и товары.
Оценка выбытия запасов при их выбытии осуществляется по методу идентифицированной себестоимости, что не противоречит требованиям п.16 П(С)БУ 9 «Запасы».
Списание топлива осуществлялось согласно Нормам затрат топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины №43 от 10.02.1998г.
Активы, которые используются в хозяйственной деятельности Организации не более 1 года определяются малоценными и быстроизнашивающимися предметами, которые учитываются на б/с №22 (МБП). При передаче МБП в эксплуатацию их стоимость списывается с баланса с организацией оперативного количественного учета по местам их хранения и материально-ответственным лицам на протяжении фактического использования, т.е. до принятия решения о снятии их с оперативного учета.
Бухгалтерский учет затрат предприятия
Формирование состава затрат Организацией осуществляется в соответствии с требованиями П(С)БУ 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.1999г. № 318 и зарегистрированного в Минюсте Украины 19.01.2000г. под №27/4248, с изменениями, внесенными приказом Минфина Украины от 25.11.2002г. №989 и зарегистрированными в Минюсте Украины 10.12.2002г. под №962/7250.
Для обобщения информации о расходах по элементам затрат Организацией применяются как счета 8 класса, так и счета 9 класса, которые предусмотрены Инструкцией №291.
Бухгалтерский учет затрат Предприятия осуществляется на основании соответствующих первичных документов: актов выполненных работ (услуг), накладных, других первичных и расчетных документов, данные по которым группируются в регистрах бухгалтерского учета за отчетный месяц.
4. Аудит учета доходов
Учет и обобщение информации о доходах БФ «Счастливый ребенок» осуществляется в целом, в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета №15 «Доход», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.11.1999г. №290.
Отображение доходов в бухгалтерском учете Организации осуществляется на основании таких первичных документов: актов (приема) передачи и других первичных документов, предусмотренных статьей 9 Закона Украины „О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”.
В ходе проверки установлено, что по счетам доходов отражается передача медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, физическим лицам и т.д. материальных ценностей, лекарств и пр. С учетом того, что эти материальные ценности приобретаются Фондом по запросу соискателей благотворительной помощи, то отражать передачу материальных ценностей по счетам доходов (70) и затрат (90) нет необходимости. Аудиторы рекомендуют данные операции отражать следующей системой проводок:
Дт 281 Кт 631 – приобретение материальных ценностей;
Дт 631 Кт 311 – оплата поставщику;
Дт 6851 Кт 281 – передача материальных ценностей соискателям благотворительной помощи;
Дт 48 Кт 6851 – расход благотворительной помощи на конкретного соискателя;
Дт 311 Кт 48 – получение благотворительной помощи.
Однако по результатам устного опроса бухгалтера Фонда установлено, что данную систему проводок не позволяет сделать бухгалтерская программа.
Прочие операционные доходы:
В ходе проверки установлено, что Благотворительный фонд в качестве благотворительной помощи получает валюту, которая числится на расчетных счетах Фонда, а также конвертируется в национальную валюту Украины, то есть продается на Межбанковском валютном рынке.
В соответствии с п.п.153.1.3 п.153.1 ст.153 НКУ определение курсовых разниц от перерасчета операций, отраженных в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты осуществляется согласно П(С)БУ.
При этом прибыль (положительное значение курсовых разниц) учитывается в составе доходов плательщика налога, а убыток (отрицательное значение курсовых разниц) учитывается в составе затрат плательщика налога.
Расчет курсовых разниц по остаткам денежных средств на валютных счетах Фонда приведен в Приложении 1 к аудиторскому отчету. По данным расчета за 2013 год курсовые разницы составляют:
- доходы – 2453,98грн.;
- затраты – 3166,15грн.
Кроме того, в соответствии с п.п.153.1.4 п.153.1 ст.153 НКУ в случае осуществления операций по продаже иностранной валюты и банковских металлов в состав доходов или затрат плательщика налога соответственно включается положительная или отрицательная разница между доходов от продажи и балансовой стоимостью такой валюты, металлов. Расчет аудиторов относительно финансового результата от операций продажи валюты отражен в Приложении 2 к аудиторскому отчету. Согласно расчету аудиторов доход от продажи валюты в 2013 году составил 5157,98грн.
Согласно абз.2 п.157.11 ст.157 НКУ независимо от положений абзаца первого этого пункта, в случае если неприбыльная организация получает доход из источников, прочих, чем определенные пунктами 157.2-157.9 этой статьи, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, который определяется как сумма доходов, полученных из таких прочих источников, которая уменьшена на сумму затрат, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.
Так как в соответствии с п.п.14.1.268 п.14.1 ст.14 НКУ к пассивным доходам, которые не являются объектом налогообложения неприбыльных организаций, относятся доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти, то в налоговом учете Фонда подлежат отражению доходы в сумме 7611,96грн. и затраты в сумме 2453,98грн.
5. Аудит учета расходов на оплату труда
и социальное страхование
Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о выплатах за работы, выполненные работниками, и раскрытие в финансовой отчетности в целом отвечают ПСБУ №26 «Выплаты работникам».
Для проведения аудита использованы следующие документы:
- Сводные ведомости по видам начислений на ФОТ и удержаний из заработной платы за проверяемый период;
- Расчеты фонда оплаты труда для начисления взносов в фонд социального страхования.
Выборочной проверкой правильности начислений на заработную плату сумм обязательных платежей и сборов, отклонения не установлены.
6. Аудит кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами
Аудит кассовых операций и операций с подотчетными лицами проводился на основании предоставленных к проверке первичных кассовых документов и оригиналов авансовых отчетов.
В ходе проверки установлены расходные кассовые ордера, заполненные с нарушением норм ст.3 Положения о ведении касоовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного Постановлением Правления НБУ от 15.12.2004г. №637. До окончания проведения аудита кассовые документы дооформлены бухгалтерией фонда.
Аналогично по операциям с подотчетными лицами. В ходе проверки бухгалтерией Фонда авансовые отчеты приведены в соответствие нормам действующего законодательства и первичным оправдательным расходы документам.
7. Аудит благотворительной деятельности
В ходе аудита установлено, что благотворительная деятельность Благотворительного фонда «Счастливый ребенок» ведется на основании учредительных регистрационных документов. Оказание благотворительной помощи проводится в соответствии с первичными документами на основании заявлений лиц, нуждающихся в благотворительной помощи, или договоров, заключенных с ними. Первичными документами, подтверждающими необходимость предоставления благотворительной помощи, являются письма лечебных учреждений, выписки из амбулаторных карт, заключения специалистов и пр. Выборочной проверкой оказания благотворительной помощи нецелевого использования полученных благотворительных пожертвований не установлено. Однако, по мнению аудиторов, некоторые первичные документы подлежат дооформлению.
Выводы и рекомендации
Бухгалтерии Благотворительного Фонда «Счастливый ребенок» рекомендуется проанализировать факты, изложенные в аудиторском отчете, и откорректировать налоговую отчетность, бухгалтерский учет, а также дооформить первичные документы.
Непринятие мер по устранению отклонений может повлечь за собой применение финансовых санкций со стороны контролирующих органов.
Аудитор ООО «АУДИТ-ВИД»
(сертификат серии А № 005250
от 30.05.2002г., продлен до 30.05.2017г.)