(статья "Дети-сироты" полностью опубликована в книге "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212)
Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)2 стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.
К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105 (таблица 1)3. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%4.
Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники5. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (табл. 1, 2). Однако можно сказать о незначительном росте в 1991 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 1990 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году - 60% (табл. 1)6.
Таблица 1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек
1990
1991
1993
1995
1997
1998
1999
2000
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей
49,1
59,2
81,4
113,3
105,5
110,9
113,9
123,2
Из них были устроены:
В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа
11,1
10,4
21,8
32,1
30,7
33,9
34,9
36,2
Под опеку (попечительство) на усыновление
37,4
48,2
58,2
77,3
73
68
67,7
74,3
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение
0,8
0,7
0,8
1,4
1,6
1,3
1,78
2,2
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
412,4
414,5
460,4
533,1
596,9
620,1
636,9
662,6
Таблица 2. Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации (на конец года, тысяч человек)
1990
1991
1993
1995
1997
1998
1999
2000
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
411,9
414,5
460,4
533,1
596,8
620,1
636,9
662,5
из них находятся на воспитании в семьях:
под опекой (попечительством)
170,5
180,3
201,4
252,5
293,5
303,9
312,3
329
на усыновлении
128
131,2
141,5
139,8
144,8
146,8
151,2
153,5
В домах ребенка
4,27
5,1
9,16
10,46
11,7
12,8
13,5
14,1
В детских домах
37,7
35,5
37,7
50,5
61,3
61,9
62
67,7
В школах-интернатах для детей-сирот
27,4
22,9
22
25,8
25,5
24,8
23,8
23,3
В школах-интернатах общего типа
6
4,9
3,9
4,3
6,7
8,4
8,7
9,1
В домах-интернатах
13,56
15,49
14,9
15,3
15,2
15,3
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья
38,1
34,5
31,2
34,2
38,4
39,4
41
40,7
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере7.
Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома8 .
Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление9.
В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.
В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.
Результаты нашего исследования показали, что с началом перестройки и по сей день семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности10 . В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. Например, в Курской области в 1999 году задолженность одной из семей достигала 36 тысяч руб. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.
В последние годы в Москве стала развиваться система патроната. В московском детском доме №19 в качестве эксперимента в 1994 году была реализована система воспитания брошенных детей - "патронатная мама" (их в Москве сейчас около 50). Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). При этом государством ежемесячно экономится более 1 тысячи рублей (на каждого ребенка в детском доме тратится примерно 3461 рубль в месяц), а "патрон" получает зарплату воспитателя - от 450 до 720 рублей в месяц. Плюс 1800 рублей - пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.
Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (табл. 2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (табл. 3).
За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (табл. 3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показали результаты нашего исследования, по крайней мере, в шести регионах России, некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.
Таблица 11. Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации (на конец года)
1990
1993
1995
1997
1998
1999
2000
Количество домов ребенка
265
253
252
251
249
248
254
в них детей, тысяч человек
18,5
17,7
18,3
18,1
19,3
19,3
19,3
Количество детских домов
564
606
820
1094
1122
1187
1244
в них детей, тысяч человек
42,4
42
55,4
67,3
67
68,9
72,3
Детские дома-школы
…
69
86
85
в них детей, тысяч человек
…
7,7
9,7
10,3
Количество детских домов семейного типа
280
348
347
379
…
44
61
в них детей, тысяч человек
1,8
2,3
2,3
2,6
…
0,3
0,5
Количество школ-интернатов общего типа
…
645
637
628
…
646
…
в них детей, тысяч человек
…
155,6
163,2
161,2
…
160,6
…
из них:
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
161
143
151
158
157
155
157
в них детей, тысяч человек
29,3
24,4
28
28,8
27,4
26,9
26,5
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития
1494
1481
1473
1450
1439
1442
1420
в них детей, тысяч человек
242,1
200,3
199,5
202,8
203
201
198,2
из них:
школы-интернаты для сирот
142
157
178
177
190
198
203
в них детей, тысяч человек
21,7
19,9
21,6
22,9
23,4
25
25,9
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков11. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.
В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме12. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации13. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.
Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.
В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.
После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.
Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.