Умные часы, умный дом, умные диваны – это всё не значит, что в противоположность им существуют глупые часы, дома и диваны. Речь идёт о новых, дополнительных возможностях и развитии новых технологий, благодаря которым использование привычных вещей становится проще и эффективнее.
А как обстоят дела в сфере благотворительности и фандрайзинга? Наталия Фреик собрала для «Филантропа» примеры «умного» фандрайзинга, который становится все популярнее.
Бесконтактные пожертвования, методы дополненной реальности, визуальные эффекты — и другие современные способы сделать фандрайзинг более технологичным, а значит, более эффективным.
Бесконтактные платежи
На бесконтактные устройства фандрайзеры возлагают большие надежды, рассматривая их как альтернативу наличным деньгам и даже банковским переводам. Такие крупные британские НКО, как Oxfam и NSPCC, уже активно используют данную модель. Одним из банков, который ввел эту систему, был Barklays. Barclaycard установил более 100 аппаратов для бесконтактных платежей, к которым подключили 11 известных НКО. Согласно данным Barclaycard, количество бесконтактных пожертвования выросло на 166% за прошлый год и более половины всех жертвователей хотя бы раз в месяц так переводят деньги.
Проект: «Помоги, не касаясь»
«Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
1 февраля фонд «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки» начал кампанию «Помоги, не касаясь». В Москве и Санкт-Петербурге установили билборды, с помощью которых можно сделать пожертвование бесконтактной банковской картой. Всё, что нужно, – это поднести к билборду банковскую карту или любое другое платежное устройство (например, смартфон с установленным приложением), и сумма в 100 рублей будет моментально перечислена на счет фонда.
Кроме того, билборды помогают распространить информацию о важности помощи детям с буллёзным эпидермолизом, об особенности этого редкого генетического заболевания. Концепция проекта возникла именно из-за специфики заболевания: болезнь делает кожу ребёнка настолько чувствительной, что любое прикосновение причиняет ему боль. Полного излечения от буллёзного эпидермолиза пока не существует. Но это не значит, что жизнь детей-бабочек нельзя облегчить.
Проект: “Помогающее сердце” (Helping heart)
Компания: N=5
Жители мегаполисов все чаще оказываются в общественных местах без наличных денег: все обычно берут с собой банковскую карту и телефон. При этом помогать бездомным на улице удобно именно наличными. Амстердамская компания N=5 решает эту проблему, разработав куртки для бездомных. На нагрудном кармане разместили бесконтактную систему приёма пожертвований. Вместо привычного жеста — бросить монетку в шапку или коробку рядом с бездомным, можно просто провести картой рядом с чипом в куртке. В системе установлен лимит на сумму – всего 1 евро. Деньги поступают на официальный банковский счёт бездомного, но деньги нельзя снять наличными, а только потратить на ночлег, еду, душ или обучение (например, курсы по поиску работы и пр.).
Авторы проекта уверены, что их решение вовлекает в благотворительность тех людей, которым нужны гарантии. В том числе того, что это будет действительно помощь бездомному, а не поощрение его асоциального поведения.
Интерактивные билборды
Проект: «Накорми их!», “Освободи их!”
католическая организация MISEREOR
Большие билборды с призывом Feed them! (Накорми их) или Free them! (Освободи их!) установлены на улицах крупных городов, в аэропортах, других общественных местах. На одном изображена буханка хлеба, а проведя банковской картой в специальном отверстии, вы будто отрезаете кусок хлеба. Как только это сделано, запускается видео – на нём появляется рука, которая забирает хлеб. После появляется текст благодарности — и билборд снова готов просить о помощи. На втором варианте билборда связанные веревкой руки можно развязать, если провести банковской картой по линии считывания. Счёт на два евро – перечислена именно такая сумма — можно ждать на почтовый или электронный адрес.
Это один из проектов в серии «Помощь на 2 евро» немецкой католической организации MISEREOR, которая помогает голодающим, беженцам и другим нуждающимся.
Эта же организация установила в общественных местах стилизованные аппараты для игры в мини-футбол: вместо футбольного поля — потрескавшаяся от засухи земля, потертый мячик, а игроки — бедно одетые африканцы. В аппарат кидают монетки, и все собранные деньги идут на помощь голодающим в Африке. Но наверняка со временем подобные аппараты оборудуют более современными формами приема платежей.
Кампания «Останови меланому»
Австралийский Институт меланомы
На оживленных улицах крупных городов Австралии установили билборды с изображением опухоли-меланомы, причем постоянно прогрессирующей. Билборд не только создает полное ощущение реальности реальности и опасности, это подкрепляется соответствующими фразами: «Каждые 6 часов от меланомы умирает 1 житель Австралии». Но и объясняет, что проблему можно решить: «Австралийский Институт меланомы на пути к значительному снижению числа умерших от этого недуга», «Финансирование исследований помогает создать нужное лекарство», «Каждый доллар значим и помогает остановить распространение болезни».
Всё, что нужно сделать, – это приложить банковскую карту. На глазах жертвователя, благодаря перечисленным 1,99 доллара, меланома становится чуть меньше. Если провести ещё – и станет ещё меньше. Если пожертвования не совершают, опухоль на билборде снова начинает расти – и так до первоначальных размеров.
Кампания «Финансирование исследований в области рака»
Cancer Research UK
Ту же модель использует британская некоммерческая организация Cancer Research UK, собирая пожертвования на исследования по борьбе с раком. Одно из витринных окон офиса организации стало «прозрачным»: мы видим научную лабораторию и девушку-исследователя внутри. Как только прохожий поравнялся с изображением, срабатывает датчик движения, и всё оживает – девушка дружелюбно машет прохожим, привлекая внимание к стенду-терминалу с призывом совершить пожертвование. Девушка-исследователь смотрит в глаза жертвователю, сообщает о процессе совершения платежа, благодарит и… приступает к работе!
Кампания по борьбе с домашним насилием «Посмотри на меня» (Look at me)
Women’s Aid
В 2015 году британская организация Women’s Aid запустила кампанию , направленную на борьбу с домашним насилием. В частности, были установлены билборды с изображением лица женщины со следами побоев и призывом «Посмотри на меня». Билборды интерактивны – женщина моргает, и складывается полное ощущение реальности происходящего. Кроме того, используется технология распознавания лиц, которая измеряет, сколько людей взглянули на фото. Чем больше людей обращает внимание на фото, тем быстрее сходят синяки с лица женщины, что наглядно иллюстрирует тезис о возможности решения проблемы – домашнему насилию можно противостоять, когда люди перестают игнорировать жертв: «…Не отводи глаз», «…Если ты можешь смотреть на домашнее насилие», «…Мы можем это остановить».
«Кашляющие» остановки
В 2015 году при поддержке Правительства Шотландии и организации NHS (National Health Service) была запущена информационная кампанию, цель которой – обратить внимание людей на длительный кашель как на один из симптомов рака лёгких.
Целевая аудитория – это люди в возрасте 55+. Эти люди часто пользуются общественным транспортом, на остановках во время ожидания особо делать нечего, а потому всегда есть время, чтобы внимательно изучить надписи. Поэтому остановки оснастили не только информационными постерами, но и сделали так, чтобы они периодически «кашляли» и призывали «не бояться и пройти обследование». Стоит ли говорить, что проект имел большой общественный резонанс в СМИ и социальных сетях.
А в Швеции пошли ещё дальше – фармацевтическая компания Apoteket Hjartat установила не только интерактивные билборды, но ещё и оснастила их датчиками табачного дыма. Теперь, когда в радиусе нескольких метров от щита появляется человек с сигаретой, то изображённый на билборде мужчина начинает истошно кашлять. Удастся ли добиться поставленных задач – продвижения идеи здорового образа жизни? Пока, неизвестно, на распространяемом видео люди больше смеются, чем загружаются серьёзностью проблемы. Но, как говорится, капля никотина тоже что-то там точит.
QR, штрих-коды
Много интересных примеров использования высокотехнологических решений встречаются у благотворительных проектов, направленных на обеспечение жителей африканских стран доступом к чистой воде.
Так, компания-производитель минеральной воды Minewater разработала дизайн бутылки с водой с двумя штрих-кодами. Один – стандартный и обязательный, для оплаты товара (1 доллар). А тот, что в форме капли воды – нет, но он позволяет мгновенно перечислить небольшое сумму (всего 0,1 доллара) в НКО, которая обеспечивает питьевой водой нуждающихся детей в Африке.
Кампания с 2 штрих-кодами стала удачным фандрайзинговым решением для благотворительной организации, а также позволила значительно увеличить продажи и прибыль компании.
Геокарты
Проект GiveClearWater использует технологии, чтобы наглядно продемонстрировать результаты своей работы. Созданная ими интерактивная карта позволяет с высоты птичьего полёта увидеть все регионы, где на собранные пожертвования построены сооружения, обеспечивающие доступ к чистой питьевой воде. А можно максимально приблизиться к земле и рассмотреть всё в деталях, увидеть лица людей, узнать подробности. Вдохновляет.
Мобильные приложения
Проект Give Me Tap!
«Вот пример, как простая бутылка может изменить жизнь нуждающихся людей»!» — интересному проекту Give Me Tap! уже 5 лет. Под одним названием существуют благотворительная организация, которая помогает Африке, сеть магазинов и кафе, также поддерживающих НКО. А началось все с продажи стильных металлических бутылок для воды, которые очень популярны в Великобритании. Полученные средства шли в пользу благотворительной организации. Все заведения сети отличаются фирменным стилем. Кроме того, есть специальное мобильное приложение с картой мест, где можно найти бутылки Give me tap!
Модель выгодна для всех участников (win-win).
Для заведений-участников – это возможность сообщить о своих ценностях и социальной ответственности; обеспечить лояльность клиентов; наклейки выделяют заведение среди других.
Любому владельцу бутылки во всех заведениях-участниках всегда нальют воды совершенно бесплатно. А красивой бутылкой можно пользоваться, лишний повод уважать себя и помнить о нуждающихся.
Для благотворительной организации – это способ увеличить аудиторию; люди узнают о проблеме, об организации, о возможности помочь через наклейки с адресом сайта на бутылках и заведениях.
А жители Африки получают доступ к чистой воде – на собранные пожертвования строятся специальные установки для очистки воды.
FoodCloud
Это популярное мобильное приложение помогает решать актуальные социальные проблемы – предотвратить уничтожение тонн нереализованных продуктов (в кафе, ресторанах, сетевых магазинах), перераспределив их тем, кто в них нуждается, через благотворительные организации. За год благодаря работе приложения удалось передать 2,7 тыс. тонн еды, предотвратить образование 7,7 тонн углекислого газа и накормить людей 6 млн раз.
Основные выводы и идеи:
- Благотворительные пожертвования – это быстро и просто: приложил банковскую карту или смартфон – и готово.
- Небольшие суммы – серьёзные результаты: даже маленькие пожертвования имеют значение, так как они могут существенно изменить жизнь людей, которым нужна помощь.
- Решение есть, результат нагляден: «умные» билборды с качественным, продуманным видео помогают прочувствовать момент непосредственной радости от оказанной помощи, сразу увидеть результат – хотя бы «понарошку». Это особенно важно для «скучных» тем или глобальных задач, где эффект увидеть достаточно сложно, а результаты могут помочь только в отдалённом будущем (например, финансирование исследований по борьбе с заболеваниями). Годовые отчёты, письма донорам с благодарностью – это всё важно, но это отложенные действия, которые будут позже, потом.
- Digital + physical = phygital. «Умный» фандрайзинг – это комплексные кампании, с одновременным запуском и в физическом пространстве, и в цифровом – сайты, социальные медиа и пр. Это когда люди фотографируют, постят, лайкают, комментируют такие решения в СМИ и социальных сетях, всё больше распространяя информацию об НКО, социальной проблеме и популяризуя благотворительность.
- Эмоции, эмоции и ещё раз эмоции: удивление, сопереживание, радость, wow-эффект, фандрайзинг в стиле fun. Это выбор мест, где люди испытывают особые чувства и переживания, или им наоборот, скучно (вокзалы, аэропорты, автобусные остановки). Это хорошая тема для обсуждения и участия с детьми.
- Публичность пожертвования: «на глазах у многих», широкие возможности и картинки для селфи и пр.