Детские дома и интернаты Запорожья

Простые мысли о фандрайзинге (привлечении пожертвований)

Люди, занимающиеся привлечением пожертвований, нужны в фондах, больницах, школах и университетах. Но, к сожалению, наша система образования практически не готовит специалистов по этому профилю. Эта заметка поможет вам сделать первые шаги в фандрайзинге

Автор: Альберт Павлов, www.deti.zp.ua
Опубликовано: 2014-10-07 10-50-00  Просмотров: 1288



Фото: pipa.msk.ru

Многие из нас мечтали сделать в своей жизни что-то действительно важное, ну хотя бы чуточку изменить мир к лучшему! Этим важным делом могла быть помощь ребенку, строительство приюта или детской площадки, поиск лекарства от рака и съемка документального фильма, экспедиция к Южному полюсу и тысячи других проектов. Обычно такие проекты не приносят явной прибыли, зато вдохновляют людей и приносят пользу всему обществу.

К сожалению, большинство идей остаются нереализованными из-за нехватки ресурсов и нехватки энтузиазма. Многие авторы идей просто не могут поверить, что их идея может заинтересовать кого-то ещё.

Есть такое иностранное слово – фандрайзинг (fund raising). Означает оно «привлечение» фондов или, в более широком смысле, необходимых ресурсов для решения общественно важных задач.

То есть, одни люди, инициаторы или организаторы, убеждают других сделать свой ДОБРОВОЛЬНЫЙ вклад, пожертвовать деньги, ресурсы либо время для доброго дела.

Фандрайзинг – это не халява, обман или манипуляция. Грамотный, этичный фандрайзинг – это дружеское объединение усилий многих людей ради общей цели. Это взаимопомощь, доверие и любовь к ближнему.

А теперь давайте перейдём ближе к делу и рассмотрим простой пример:

Вы живёте в девятиэтажном доме, и в вашем дворе нет детской площадки. Вы решили сделать хоть что-то для своих и соседских детей, и собираетесь установить качели. Вы лично готовы пожертвовать 400 гривен на эту цель.

Для достижения вашей цели вам необходимо:

- составить список необходимых ресурсов (металл, доски, цемент, песок и т.д.);
- определить ориентировочную стоимость проекта;
- подумать, кто и какие ресурсы может вам предоставить вместо денег, либо со скидкой (н-р, Вася с первого подъезда – сварщик, и может бесплатно выполнить сварочные работы, а мужчины – выкопать яму и замесить бетон);
- составить список всех, кто потенциально заинтересован в проекте, и к кому вы будете обращаться;
- продумать и составить текст вашего устного и письменного обращения. Может быть протестировать его действие на ближайших родственниках и знакомых.
- продумать способ обращения (расклейка объявлений, обзвон, хождение по квартирам, проведение собрания жильцов либо организация акции по сбору средств).

Успех вашего проекта будет зависеть:

- самое важное (!!!) - от вашей ИСКРЕННЕЙ УБЕЖДЕННОСТИ (понятно, что никто не поможет человеку, который вяло рассказывает и сам не верит в успех начинания. В то же время, люди заражаются энтузиазмом человека, в котором горит искреннее желание добиться благой цели. Даже если люди не понимают цель, они все равно могут помочь);
- от проекта ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ в реализации тех, к кому вы обращаетесь. Если вы будете просить об установке качели жителей Мадагаскара, то вряд ли вы получите отклик. В то же время, ваш сосед Саша, у которого трое маленьких детей, наверняка постарается помочь.
- от КОЛИЧЕСТВА ТЕХ, К КОМУ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ (чем большее число людей вы попросите о помощи, тем больше помощи вы соберете);
-от ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ (плохо подготовленная просьба, с некорректным бюджетом, коряво изложенная имеет мало шансов на поддержку);
- от ИЗВЕСТНОСТИ ТОГО, КТО ПРОСИТ (люди охотнее доверяют деньги знакомому человеку);
- от ДОВЕРИЯ К ПРОСИТЕЛЮ (вас могут знать, но не доверять вам – в этом случае не стоит рассчитывать на успех);
- от ИСТОРИИ ПРЕДЫДУЩИХ ОБРАЩЕНИЙ (если вы успешно реализовали предыдущий проект, то вполне вероятно вам помогут и в этот раз);
- от ВАШЕГО ВНЕШНЕГО ВИДА;
- от ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПОМОЧЬ в том объеме, о котором вы просите (для каждой аудитории потенциальных жертвователей есть та предельная сумма, которую можно собрать; она зависит от благосостояния людей, от текущей экономической ситуации, от сезона. Следовательно, важно подбирать правильное время для того, чтобы просить о помощи. Фермер охотнее поможет после окончания сбора урожая, чем во время посевной кампании)

У вышеперечисленных правил есть несколько следствий:

- чтобы собирать пожертвование, нужно ПОПРОСИТЬ. Многие люди не жертвуют лишь потому, что их не просят;
- если просить слишком часто – можно надоесть людям и лишиться их доверия;
- если просить слишком редко – люди попросту потратят на другие цели те деньги, которые они могли бы пожертвовать;
- очень важно составить и постоянно поддерживать базу потенциальных жертвователей;
- после завершения проекта нужно обязательно быть на связи с теми, кто помог вам. Необходимо вовремя предоставлять отчетность, да и просто поддерживать нормальные, дружеские отношения с жертвователями. В этом случае велики шансы получить поддержку будущих проектов.

Большое заблуждение думать, что фандрайзинг – это задача лишь благотворительных фондов. Специалисты по привлечению пожертвований должны быть в школах, университетах, детских творческих центрах, больницах и детских домах. Но зачастую весь фандрайзинг заключается в том, что директор учреждения пишет несколько писем в крупные компании или делает несколько звонков. Далеко не всегда эти усилия завершаются успехом. В то же время, затраты на работу отдельного хорошо обученного человека, занимающегося фандрайзингом, могут с лихвой окупиться.

Можно ещё много писать об особенностях процесса привлечения пожертвований. Наука фандрайзинга уже делится на разделы – поддержание отношений с жертвователями, этика фандрайзинга, Про это написаны десятки и сотни книг, которые можно найти в Интернете. К сожалению, большинство хорошей литературы на английском.

Вот несколько полезных ресурсов на тему фандрайзинга:


На английском:


Надеюсь, что эта заметка поможет вам сделать первые шаги в фандрайзинге. А дальше – нет предела совершенству!

C уважением,
Альберт Павлов, БФ «Счастливый ребенок»
info@deti.zp.ua, +38 066 513 34 35



Данная статья принадлежит к категориям:
     О благотворительности    Авторские публикации www.deti.zp.ua    



  Контактная информация