Дети Запорожья лого

Пять дней в Крыму: весело, неординарно и незабываемо

17 июля 2013, 13:30 3987 Автор: Анастасия Юрко, Славянск klubok.org.ua Пять дней пролетели как один миг. Спешу поделиться впечатлениями с вами, читатели. Если вы активны, жизнерадостны и энергичны, то эту статью можете воспринимать как прямое руководство к действию

О переходах на длительные расстояния, ночевках в палатках, обедах у костра я имела весьма смутное представление – жизнь протекала тихо и размеренно, в подобном участие принимать не доводилось. А на прошлой неделе мне предложили съездить с группой детей в Крым в качестве волонтера. Я без колебаний согласилась и, забегая наперед, скажу, что ни на минуту не пожалела об этом.

…Пять дней пролетели как один миг. Спешу поделиться впечатлениями с вами, читатели. Если вы активны, жизнерадостны и энергичны, то эту статью можете воспринимать как прямое руководство к действию.

В первую очередь считаю нужным предупредить чайников - тех, кто идет в поход впервые. Брать с собой нужно только основное. Большие банки с шампунями, гелями, косметички, туфли, платья, утюги и фены в горах и лесах вам не пригодятся. Они станут обузой, которую будет тяжело нести и жалко выбросить. Проверено на личном опыте.

Ну, а теперь перейдем к основной части повествования. Группа наша состояла из 21-го человека. Хорошее число. В картах это называется очко. Девятнадцать мальчишек и девчонок разных возрастов, да тройка бравых вожатых – Антон, Олег и я.

Выехали мы ночным поездом из Запорожья. Ранним утром были уже в Симферополе. К слову, из Симферополя можно легко добраться в любую точку Крымского полуострова. Главное – не вестись на уговоры предприимчивых таксистов, которые зачастую преувеличивают стоимость проезда в расчете развести неопытных туристов.

Лидером бюджетных перевозок продолжают оставаться электрички. Поэтому в столицу крымского ханства – Бахчисарай мы отправились именно на ней. Сорок минут, и наша шумная компания была на месте. Свежий воздух, невероятно красивые крымские просторы… На вокзале мы перекусили бутербродами и отправились любоваться здешним краем.

Главной достопримечательностью Бахчисарая является ханский дворец – комплекс сооружений, в котором в средние века жил ханский правитель. На территории дворца находится знаменитый фонтан слез, воспетый еще Александром Пушкиным в одноименном стихотворении.

Еще одно чудо Бахчисарая - Свято-Успенский пещерный монастырь, который выдолблен в скале. Обязательно посетите его, если будете здесь.

Как мы штурмовали старую крепость

Но, пожалуй, самым завораживающим местом, на котором я остановлюсь более детально, является пещерный город Эски-Кермен. «Эски-Кермен» в переводе с тюркского означает «старая крепость». Давным-давно здесь жили готы, а немногим позже и древние греки. Город представляет собой около трехсот пятидесяти искусственных пещер, которые были выдолблены с помощью молотка и зубила, а также многочисленных наземных построек.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство.

В город можно попасть через южные или северные ворота, но есть еще и третий, неофициальный путь, который пролегает через осадный колодец, благодаря которому в восьмом веке город захватили хазары. Им-то мы и воспользовались (кстати, этот путь бесплатный). Антон предложил ребятам пробираться в крепость тихо, как будто мы пытаемся захватить ее, как те самые воинственные хазары. Детвора с радостью погрузилась в эту игру.

Когда мы забрались на вершину, то мгновенно забыли обо всех трудностях, с которыми столкнулись в пути. И об усталости, и об урчании в животе, и об исцарапанных коленях. Ура, Эски-Кермен захвачен!

От огромной высоты екало в груди. Отсюда расстилался прекрасный пейзаж: закат солнца, небрежно разбросанные внизу виноградники с аккуратно подвязанными лозами, густые леса, неприступные горы и пара молодых лошадок, играющих в догонялки.

Здесь мы посетили храм «Трех всадников», который выдолблен из огромной каменной глыбы. На его стенах изображены три всадника в развевающихся плащах, с копьями в руках и с нимбами над головами. Имена изображенных не написаны. Средний всадник поражал копьем змея (скорее всего, это Георгий Победоносец), боковые держали копья остриями вверх.

Дети увлеченно рассматривали все вокруг, прикасались к каменным глыбам - без слов было видно, что они в восторге.

О встрече с пещерным человеком

Этот насыщенный событиями день завершился на туристической стоянке «Пятая балка». Поужинав супом-кашей с тушенкой, запив все это чаем из ароматных трав, мы заснули без задних ног.

Первым человеком, которого увидели на следующее утро, был… пещерный человек. Нет, он не был грязным, заросшим, облаченным в шкуры животных. Это был обычный житель Красноперекопска, Павел, который половину календарного года живет обособленно от людей в одной из пещер неподалёку места нашей стоянки. Он услышал голоса и решил навестить нас.

Мы угостили Павла сгущенкой и печеньем, он рассказал о себе, о своей жизни и пригласил посетить его жилище.

Мы с радостью приняли приглашение. Когда добрались до его логова, то были поражены аскетизмом его жилища. Павел совершенно не признает никаких благ цивилизации. Из посуды у него – котелок, нержавеющая тарелка да ложка. Спит он на ложе, сооруженном из деревянных брусьев. Ни одеял, ни спальника, ни переменной одежды у него нет. Питается он травами, кореньями, вареными молодыми шишками…

- Человеку для счастья совсем немного нужно, - говорит он.– Так я воспитываю себя.

Отшельник налил нам вкусного отвара из трав и указал тропку, которая помогла сократить наш дальнейший путь.

О венках и будущих свадьбах в Чернореченском каньоне

Чернореченский каньон удивительно красивое место. Отвесные скалы, крутые тропы, безудержный поток воды… Одной из его достопримечательностей является тарзанка, сооруженная каким-то добрым человеком, на которой с удовольствием катается не только детвора, но и взрослые. Здесь мы провели волшебную купальскую ночь.

Дым костра, песни, уха из свежевыловленной рыбы. Кстати, в этом каньоне водится даже форель.

С девчонками мы наплели венков из полевых трав и украсили ими волосы, а вечером под блики костра пустили их по течению реки. Венки принято считать символом женской красоты, единства с природой. Девчонки, которые постарше, шутили – «в этом году мы обязательно выйдем замуж, а свадьбы будем играть здесь же, в Чернореченском каньоне».

Что такое «Объект 221»?

На следующий день мы посетили самый большой подземный город Украины, «Объект 221». Это грандиозное подземное четырехуровневое сооружение было построено на случай атомного удара. Его можно считать еще одним призраком «холодной войны». При наличии необходимых запасов еды и топлива в нем могли в течение тридцати лет жить около тысячи человек. Убежище так и не было достроено. Объект государственного значения, в который угрохали в 70-х-80-х бешеные средства, был растянут на металлолом в лихие 90-е. Что, впрочем, в нашей стране неудивительно.

Мы с детьми пробрались вовнутрь. Холод, бетонные стены и бесконечные тоннели. Но даже недостроенная и разворованная на металл, эта постройка все равно внушала какой-то необъяснимый страх и одновременно величие…

Мыс Айя: солнце, море и хорошее настроение

Следующей нашей остановкой стал мыс Айя. Это уникальное и малолюдное место. Скалы мыса круто обрываются к морю, местами образуя грандиозные обвалы - неприступные каменные хаосы. Ароматные туи, можжевельник…Большое количество здешних растений занесены в Красную книгу. На глыбах камней, под солнечными лучами, нежатся крабы. Вода, благодаря природным фильтрам - медузам, до того прозрачная, что сквозь нее видно богатейший морской мир.

Для того чтобы добраться к мысу, нам пришлось преодолеть расстояние в шестнадцать километров.

Целый день в дороге. Лямки от тяжелых рюкзаков врезались в спину, подкашивались ноги, мучила жажда. Что там говорить, наши дети, да и мы, вожатые, смертельно устали.

Но, поверьте, когда мы были у цели, все это резко стало неважным. Осталось ощущение радости и гордости от того, что мы преодолели длительный путь и что имеем возможность созерцать такую красоту.

Здесь мы пробыли двое суток. Купались в море, любовались закатами и восходами, играли в игры. Олег предусмотрительно взял с собой обмундирование для подводного плавания и вместе с мальчишками ловил рыбу и крабов огромных размеров. А у вечернего костра мы все дружно, с огромным аппетитом, поглощали эти морские деликатесы.

Мысли вслух

Что еще добавить? Мне по-разному приходилось отдыхать, но такие прекрасные ощущения я испытала впервые. Палатки, рюкзаки и спальные мешки - это реально круто, друзья!

Отрадно, что в Запорожье ведется такая обширная работа по воспитанию подрастающего поколения, что есть такие замечательные благотворительные организации, делающие ставку на молодежь, а значит, на наше будущее.

На протяжении всего путешествия я наблюдала за детьми, общалась с ними. Ни один из них не запрятался в укромное местечко на перекур, никто не додумался привезти с собой спиртное. (Мне случалось работать вожатой в детских лагерях, и я знаю, что без подобных прецедентов обычно не обходится.)

К курению и алкоголю большинство ребят выражали резко негативное отношение.

И напоследок хочу рассказать еще об одном, на мой взгляд, показательном эпизоде. В поезде, когда мы уже возвращались домой, у Олега осталось немного конфет - рачков, барбариса, дюшеса. На всю нашу компанию их явно не хватало. Для того, чтобы всем досталось, мы их поделили на несколько частей.

Надо было только видеть, как умилялись попутчики, когда у стола вожатых выстроилась очередь за половинками конфеток! Счастье от половинки конфетки…Счастье от дружбы, счастье от того, что весь мир открыт для них, здесь и сейчас.

В таких походах закладываются такие важные качества, как выносливость, готовность прийти на помощь, воспитывается сила воли. В походах рождается самая крепкая дружба, а порой и самая крепкая любовь.

В общем, запорожцы, вы - молодцы! А мы в Славянске, посмотрев на вас, постараемся подхватить эту замечательную эстафету и организовать нечто подобное у себя. И мы вместе сделаем этот мир лучше!..

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии