Некоторым приемным родителям говорят, что чем младше ребенок, которого усыновляют, тем меньше проблем у них возникнет. Я убеждалась в этом последние 6 лет своей жизни.Я удочерила свою любимую девочку в 2000 году на Украине, но до сих пор взаимодействую с обществом опеки.
Не думаю, что так следует утверждать, хотя я не раз слышала подобные заявления. Но привыкнуть к определенной обстановке сложно как детям до 3-х лет, так и после. С каждым ребенком и в каждом возрасте возникают определенные проблемы.
Я человек, который готовится к худшему, но надеется на лучшее. Думаю, каждый должен быть готов к тому, что с приемным ребенком могут возникать проблемы, связанные с привязанностью или задержки в развитии независимо от возраста. Я знаю огромное количество семей, которые усыновляли детей (6 месяцев и больше). Родителям потребовалось несколько лет, чтобы понять, что у ребенка задержка в развитии или нарушение привязанности.
Нарушение привязанности - один из полюсов адаптации, противоположенный полной привязанности.
Могу привести ещё один пример, в одной семье которые двух детей (из разных семей) годовалого малыша и 7-летнюю девочку. У малыша были нарушения привязанности. А у девочки не было проблем - первые годы своей жизни она жила с родными.
Наблюдались три стадии адаптации девочки в семье:
- Гладкий период (вела себя идеально боясь, что её отправят обратно)
- Проверка родителей (вела себя плохо, проверяя, действительно ли родители оставят её навсегда)
- Полная адаптация в семье (~ год)
С малышом все было по-другому. Кажется, ему было уже 5, когда провели необходимое лечение.
Я знаю ещё одну семью, которая усыновила ребенка. Их первые совместные фотографии говорят сами за себя. На фото, малыш так расставил руки, словно отодвигая от себя родителей. Он чем-то напоминал черепашку - голова втянута, ножки поджаты.
Моя дочурка росла первый год свей жизни с родными родителями. Я на 100% уверена, что они её любили и хорошо о ней заботились. Она привыкла к этому. Но в год и два месяца она попала в приют и поняла, что нужно уметь самой позаботится о себе.
Я удочерила Наташу, когда ей было 3,5 года. Несмотря на то что врачи никогда не ставили ей диагноз «нарушение привязанности», определенные проблемы с адаптацией возникали и потребовался не один год чтобы их преодолеть.
Спустя 6 месяцев после переезда Наташи ко мне с ней начали работать логопеды. Её речь значительно улучшилась и я стала задавать ей различные вопросы.
Я спросила:
- Кто в семье главный?
- Я, - тут же ответила Наташа.
Я объяснила, что главная я и что она может мне полностью доверять. Конечно, она не поверила. Я постоянно, не на словах, а на деле, пыталась ей это доказать.
А тот вопрос стал своего рода лакмусовой бумажкой. Я всё спрашивала про “главного в семье” и ждала ответа. И только когда она прожила со мной 12 месяцев, она сказала, что главная я.
История Ангелы и Наташи:
Ангела – одинокая мама, удочерившая свою дорогую девочку в Украине в 2000. У Наташи, которой на момент удочерения было 3.5 года, имелись диагнозы: "косоглазие" и "задержка развития". При помощи операции косоглазие было устранено, а задержка развития лечилась различными терапевтическими приемами (физические упражнения, ручная работа, развитие языковых навыков и т.п.). Первый год, проведенный вместе, был очень тяжелым, но таким чудесным и для Ангелы, и для Наташи!
Наташа преодолела множество трудностей в своей жизни. Когда она поступала в школу, ей поставили диагноз «дислексия» и «кратковременные проблемы с памятью». В 2005 Наташа начала обучаться по специальной образовательной программе, что позволило ей достичь успехов в школе.
Переводчик: Наталья Леонова для сайта www.deti.zp.ua