Дети Запорожья лого

ВОЙНА ЗА УКРАИНСКИХ ДЕТЕЙ, ИЛИ КАК БЮРОКРАТИЯ СУДЬБЫ ЛОМАЕТ

18 марта 2008, 0:00 5554 Автор: Алена Федоренко ngo.donetsk.ua В Украине официально около 103 тысяч детей растет без родителей,но в едином банке данных детей, лишенных родительской опеки, на учете пребывает только около 29 тысяч детей, которые могут быть усыновлены.

Мало для кого станет открытием то, что в нашей стране официально около 103 тысяч детей растет без родителей, то есть в детских домах, школах-интернатах и специализированных учреждениях. В едином банке данных детей, лишенных родительской опеки, создание которого завершилось в этом году, на учете пребывает только около 29 тысяч детей, которые могут быть усыновлены.

По данным Государственного института проблем семьи и молодежи, почти 19 процентов граждан Украины готовы к усыновлению. Это семьи от 31 до 35 лет с достаточно высоким материальным достатком и уровнем образования.

Для любой страны, как и для Украины, приоритетом является сохранение для ребенка родной семьи. Если же возможности расти на попечении биологических родителей нет по разным причинам, то самым лучшим является национальное усыновление, то есть нахождение малышу родителей среди граждан Украины. Если и это невозможно, тогда стоит рассматривать возможность международного усыновления. В соответствии с этими приоритетами и составлено наше непростое законодательство.

Кто кого и почему усыновляет

Почему в Украине все происходит не для человека, а вопреки ему? Что мешает потенциальным усыновителям? Чем отличается усыновление от создания приемной семьи (максимум 4 ребенка) и дома семейного типа (от 5 до 10 детей)? Сложности в законодательстве, бюрократические преграды зачастую ломают жизни детей, которые при более благоприятном отношении со стороны чиновников и различных социальных служб могли бы расти, окруженные родительскими любовью, пониманием и заботой.

Украинский представитель американского агентства по усыновлению ”Эдопшн Плюс Инкорпорейтед” Леонид Гармаш обращает внимание на то, что в настоящее время в Украине около 100 тысяч детей, которые не имеют родителей. И эта цифра постоянно растет. Новую семью на родине ежегодно находят чуть больше 1%, в основном в возрасте до года. Другие обречены на жизнь в детском доме. Леонид Гармаш считает, что усыновление иностранцами дает возможность больным детям выжить, ведь приемные родители-иностранцы усыновляют в основном нездоровых и находят средства на их лечение.

По данным пресс-службы Министерства по делам семьи, молодежи и спорта за 9 месяцев 2007 года в Украине усыновлено 2466 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Из них гражданами Украины - 1288 детей, иностранных гражданами - 1178 детей. По итогам прошлого года количество детей, усыновленных украинскими гражданами, ВПЕРВЫЕ за годы независимости превысило количество детей, усыновленных иностранцами.

Как же обстоит ситуация в нашей стране? 2008-й год объявлен Годом национального усыновления детей в Украине. Пакет документов был разработан Министерством по делам семьи, молодежи и спорта совместно с Секретариатом Президента. Что это – очередной пиар-ход и пускание пыли в глаза общественности, или действительное признание проблемы?

Почему так мало детей усыновляются нашими гражданами, если по данным, которые приводит Елена Жеребченко, детский психолог, глава Донецкой областной общественной организации “Центр женских исследований”, около 5% населения нашей страны (а не утопические 19%, которые приводит Государственный институт проблем семьи и молодежи) готовы усыновить ребенка?

Елена с мужем воспитывает 7 детей в доме семейного типа, один из детей – ее родной сын. Есть в ее семье и брат и сестра мулаты. Как руководитель Донецкой областной общественной организации «Центр женских исследований», Елена сотрудничает со многими представителями третьего сектора, в том числе и с «Фондом развития Украины», президентом которого является Ринат Ахметов. Она не понаслышке знает, как тяжело в нашей стране просто усыновить ребенка, не говоря уже о том, чтобы получить статус дома семейного типа.

Статус сироты – это круто?

Каждый ребенок, прежде чем быть усыновленным должен получить статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Как быстро это происходит? Такой статус дает ребенку только суд, до его получения ребенок может находиться в больнице или специализированном учреждении на птичьих правах. Большинство детей, как известно, усыновляются до года. А так как наша бюрократическая машина не слишком быстро и охотно работает, если не смазать ее колесики определенным образом, то часто детки, у которых нет потенциальных родителей, положивших на них глаз, получают статус так поздно, что уже почти не имеют шансов быть усыновленными.

«Ванечка Греков, один из мальчишек, которого я воспитываю… Он появился у нас только 1 октября 2007, хотя ему уже к этому времени было почти семь лет! Но в 6 лет и 9 месяцев он только получил статус ребенка, лишенного родительской опеки. Он родился 21 декабря 2000, а 14 января 2001 года попал в детское учреждение. Все это время, пока он не попал к нам, он находился в этом учреждении, то есть на попечении у государства, а значит жил за счет налогов, которые мы платим.

Мать его вписала имя и фамилию в графу отец и была такова. Лишь в июле 2005 суд признал, что это не отец Вани, и только 22 июля 2007 года этот же Червоногвардейский районный суд города Макеевки лишил мать родительских прав, хотя по закону все это должно происходить в течение нескольких месяцев после того, как она его бросила в роддоме, а не нескольких лет» (Ст. 164, 209, 214 Семейного кодекса Украины).

Оказывается, малыши, уже имеющие статус сироты, кроме него приобретают и неоспоримое преимущество перед другими такими же детьми – быть усыновленными легально и достаточно быстро. Становится понятно, почему столь велик процент не усыновленных детей. Потому что с каждым днем, месяцем, годом их шансы найти родителей тают, как мираж в пустыне. И не подозревая, что они - заложники бюрократии, дети, конечно, ничего не могут предпринять для того, чтобы изменить ситуацию.

Детский дом семейного типа на своей жилплощади – не выйдет!

Со статусом детского дома семейного типа ситуация тоже складывалась непросто. «Мой муж прилично зарабатывает, мы имеем собственный дом, но добиться того, чтобы получить статус дома семейного типа (его имеет право давать районная ОГА или Исполком городов республиканского или областного значения – прим. автора), не могли очень долго. Дело в том, что по нашему законодательству в приемной семье может быть только 4 ребенка, а мы хотели больше. Пособие на содержание каждого ребенка в два прожиточных минимума не увеличивается с получением статуса дома семейного типа, просто мы получаем зарплату, как родители-воспитатели дома семейного типа. Но в Донецке на местном уровне с получением такого статуса (в городском исполкоме – Ред.) у нас возникли затяжные и серьезные сложности», - рассказывает Елена Жеребченко.

Молодая мама считает, что это в основном объясняется двумя причинами: во-первых, за такую мизерную зарплату представители социальных служб да и власти абсолютно не хотят работать. Они думают о дополнительном заработке и о том, как прокормить своих детей, разве можно их за это осуждать? А, во-вторых, деньги на дом семейного типа должны выделяться из бюджета города, для этого необходимо оформить уйму документации, да и средств на покупку жилья уйдет немало. Чья-то корысть и лень, если говорить грубо, не дают детям расти в нормальных условиях, считает психолог.

«В конце концов мы поняли, что легче добиться всего в Киеве. И вот, наконец, в декабре прошлого года в порядке исключения Министерство по делам семьи молодежи и спорта дало нам статус дома семейного типа, мы создали его на территории нашей частной собственности. В этом то и была проблема, по закону территорию для дома семейного типа должно дать государство. Имея свою жилплощадь, наши руки долго были связаны. Теперь, конечно, мы находимся на работе у государства (размер зарплаты определяется органом, который выносит решение об организации дома семейного типа, в данном случае, Донецким исполкомом), получаем зарплату за то, что мы – родители, но она ни в какое сравнение не идет с зарплатой мужа». (Постановление Кабинета министров Украины от 26 апреля 2002 года № 564 “Про утверждение положения о доме семейного типа”).

“Этот бой мы выиграли, но теперь обиженные местные чиновники устраивают нам всевозможные проверки, ну что же, они имеют на это право. Каждый ребенок, которого мы берем, это документальная война,” – говоит многодетная мама.

“Что касается других отрицательных моментов, то не могу не вспомнить и о том, что в нашем законодательстве не предусмотрена временная форма воспитания. Бывают такие случаи, когда отца нет, а мать ребенка сидит в тюрьме за убийство, когда она выйдет, ребенку будет 10 лет, но отказываться от него она не хочет. Это похвально, но где гарантия, что мать сможет забрать и воспитывать ребенка? Ей бы о себе позаботиться. Да и к тому времени ребенок скорее всего закроется в себе, как это часто бывает учреждениях подобного рода, и будет иметь много комплексов, нереализованных талантов и мало знаний и навыков. Поведение его будет ассоциальным… Да, что говорить, если бы он рос в семье, которая бы знала, что, возможно, через время его придется отдать, это было бы в 1000 раз лучше для него”.

Ситуация в общем по Украине на начало 2008 года неутешительна, судя по статистике и даже несмотря на то, что в 2007 впервые больше детей усыновили украинцы, чем иностранцы. Государство предпринимает какие-то меры, насколько они успешны, мы сможем убедиться совсем скоро, а пока разберемся, в чем же заключаются основные препятствия.

Почему столько сирот и деток, лишенных опеки родителей, в конце концов не находят себе новых семей? Обусловлено ли это неготовностью наших граждан к такой материальной и моральной ответственности, либо это все же недоскональное законодательство, финансовые затруднения и человеческий фактор?

Президент Украины Виктор Ющенко также признает сущесвование комплекса проблем в этой области, поэтому в новом году необходимо уделить серьезное внимание теме усыновления. Он подчеркнул, что на государственном уровне должны быть поддержаны проекты домов семейного типа. (Дело в том, что средства на дома семейного типа сейчас закладываются в бюджете города, что очень усложняет процедуру получения статуса – прим. автора). Ющенко отметил, что сегодня в Украине нет продуманных, четких технологий по программам усыновления, и эти программы разбросаны по разным ведомствам.

“Необходимо продумать, как оптимизировать систему управления, сказать, как собрать детей сирот из-под опеки всех ведомств, и сказать, что у нас есть Министерство семьи и молодежи, которое отвечает, в том числе и за ребенка-сироту, независимо от его возраста”, – говорит Президент.

В продолжение темы статуса детского дома семейного типа, его финансирования и произвола чиновников стоит привести еще один случай.

32-летняя Алена Кладова - мать 4-х девочек, в бывшем опер в городе Снежное, столице нелегальных копанок. Алена недавно была одной из героинь передачи “БезТабу”, корреспонденты телеканала “1+1” тоже не остались безучасны к ситуации, которая сложилась в жизни этой приемной семьи.

Однажды попав в детский дом, Алена уже не смогла уйти оттуда без своих тогда приемных, а теперь уже совсем родных дочерей. Город Снежное должен был бы гордиться таким опером, которая теперь воспитывает 4 девочек. Но нет.

Материнское чувство сложно понять и принять?

«После того, как я взяла девочек, с работы меня «ушли», - рассказывает она, - на госслужбе легко создать необходимые условия для этого. И я уволилась несмотря на то, что безумно любила свою работу, была одной из лучших, у меня и до сих пор храниться множество профессиональных наград, грамот и дипломов».

Муж женщины, который сперва было согласился на то, что жена собирается посвятить себя воспитанию детей, в конце концов оставил семью, мотивировав это тем, что она любит детей больше, чем его. Но тут нашелся молодой человек, его зовут Родион Константинов, он сам из многодетной семьи, и всегда хотел помогать сиротам. Теперь они живут в гражданском браке.

Чтобы взять пятого ребенка, сестру одной из девочек, паре жизненно необходим пресловутый статус дома семейного типа. Когда Алена начала собирать документы и подала заявление об этом в Исполком города, опекунский совет при городском Исполкоме поддержал ее решение объединить под одной крышей родственниц. Чиновники, в том числе и мэр города Валентин Чепурной, вместо того, чтобы всячески помогать молодой женщине в такой ее инициативе, начали вставлять ей палки в колеса, и, зная все бюрократические механизмы, и до сих пор успешно мешают Кладовой получить статус дома семейного типа.

«Сейчас у меня приемная семья, и по закону я получаю от государства на содержание каждой из девочек по 2 прожиточных минимума, а это, конечно, вызывает зависть в нашем небольшом городе. Многие почему-то думают, что это огромные деньги. Я взяла в кредит машину, когда имеешь 4 дочери, нужно всегда помнить о том, какая криминогенная ситуация у тебя в городе. Ходить с ними вечером по улицам небезопасно. Машина – это не роскошь, а необходимость», - объясняет молодая мама.

Зависть довела чиновников до того, что они, воспользовавшись админресурсом, заставили бывших коллег Алены, которые ее прекрасно знают, писать на нее неправдивые рапорты. Причем, подписан рапорт майором Зинченко, на самом же деле он подполковник. Много вы знаете случаев, чтобы сотрудник МВД занизил свое звание? Да и содержание документа абсолютно беспочвенно. Обвинения в частом распитии спиртных напитков, неуравновешенности и т.д. не имеют доказательств, соседи тут же написали множество положительных характеристик в ответ на такой рапорт и готовы повторить их даже под присягой.

«Бюрократ – это человек, наделенный даром непонимания»

Статус дома семейного типа по нашим законам дает Исполком города областного или республиканского значения, в городе Снежном его главой является мэр. Городской Исполком отклонил прошение Кладовой об организации детского дома семейного типа на том основании, что для этого не создано необходимых условий, так как приемные родители развелись, приемный отец не воспитывает детей, и морально-психологическое состояние детей ухудшилось.

По закону для того, чтобы организовать детский дом семейного типа, совсем не обязательно иметь мужа или жену. Алена развила бурную деятельность, собрала все необходимые характеристики из школы, больницы, детского садика и т.д., все они сообщают о том, что она – заботливая мать, и состояние детей не ухудшилось, тем более что рядом появился отец, с которым Кладова состоит в гражданском браке.

Но Комиссия от Донецького обласного совета во главе с Юрием Демурой, заместителем председателя постоянной комиссии по вопросам науки и образования Донецкого областного совета, к этим аргументам не прислушалась, даже наоборот. Ее члены, приехав и ознакомившись с ситуацией, также порекомендували Исполкому вернуться к рассмотрению этого вопроса позднее, т.к. нужно, чтобы Алена Кладова и ее гражданський муж выполнили определенные условия. А именно: успешно воспитывали детей на протяжении трех лет (а в это время сестра одной из приемных дочерей будет продолжать расти в интернате – прим. автора); определились с семейным положением (хотя по нашому законодательству создать дом семейного типа может и один родитель, да и гражданський брак приравнивается к официальному – Ред.). Им также надо определиться с местом жительства (как с ним можно определиться, когда деньги на жилье для будущого детского дома семейного типа должны бать заложены в городском бюджете, и покупать его должна должна Служба по делам детей? – Ред.). К тому же, Родиону необходимо пройти месячные курсы приемных родителей (это действительно дело одного месяца).

Член комиссии, главный специалист отдела социальных технологий Донецкого областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, Виктория Чагалян считает, что ситуация достаточно сложная, так как детские дома семейного типа требуют дополнительных вложений местных властей. «Потому что предоставляются жилье, декларируется предоставление машины, земельных участков и так далее, и так далее, чтобы семья могла содержать этих 10 детей. Поэтому процесс создания ДДСТ идет гораздо сложнее (чем процесс создания приемных семей – Ред.)».

Сама же молодая мама видит объяснение в двух причинах: «Они боятся, что я буду просить денег, это раз, а два… Это личное, человеческий фактор. У нашего мэра есть любовница, а у нее – сестра. С ее дочерью моя старшая дочь учится в одном классе. На новый год всегда эта девочка становилась снегурочкой, в прошлом году мне это надоело, и я решила возмутиться… Я считаю, что моя дочь тоже вполне достойна этой роли, с тех пор конфликт не иссякает».

«Я все равно выиграю эту войну ради детей, которых я могу взять и воспитать еще, я чувствую в себе нерастраченную родительскую любовь, которую могу еще дарить,» - резюмирует Кладова.

Все-таки сложно поверить, что городским чиновникам жаль денег для того, чтобы дети обрели семью. Как справиться с выработанной годами Совка бюрократической ленью? Когда наконец люди в Украине перестанут завидовать и начнут помогать таким, как Алена Кладова? Что это – особенность менталитета или острое желание накопления капитала, порожденное голодной Перестройкой? Или во всем виновата не доскональность системы, а не человеческий фактор и недобросовестные чиновники?

Сейчас за детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, несет ответственность государство, тратя на воспитание значительные средства, которые неэффективно используют социальные службы, отмечает радио “Немецкая волна”.

Сегодня в стране функционируют 273 интернатных детских заведения: 55 школ-интернатов, 114 детских домов, 48 домов ребенка и 56 домов-интернатов. В большинстве случаев в этих учреждениях детям действительно не даются необходимые во взрослой жизни знания и умения, сообщает пресс-служба Министерства по делам семьи, молодежи и спорта.

Европейский опыт – реформируем!

Руководитель департамента технической помощи представительства ЕС в Украине Лаура Гаранян 18 сентября в Киеве подчеркнула, что важно создать превентивные учреждения, реформировать интернаты и сделать прозрачным процесс усыновления. Она посоветовала разработать действенные инструменты управления и финансирования социальной сферы, которые бы помогали системно решать проблемы брошенных детей, начиная с женской консультации и заканчивая детским домом семейного типа.

В свою очередь Министерство по делам семьи, молодежи и спорта приняло Государственную целевую программу реформирования учреждений для детей-сирот, и детей, лишенных родительской опеки (документ был утвержден Кабинетом министров 17 октября 2007 года). Ее реализация будет проходить на протяжении 2007-2017 годов в три этапа.

В основу реформирования детских социальных служб ляжет опыт пилотного проекта Евросоюза, который два года апробировался на территории Киевской области. После тщательного изучения результатов проекта Министерство семьи, молодежи и спорта разработало государственную программу по созданию в Украине интегрированных социальных служб. В 90% украинских роддомах и отделений созданы социально-психологические службы с целью предупреждения случаев отказа от новорожденных детей.

Кабмин предложил выплачивать усыновителям сумму в размере 22,6 прожиточных минимумов: 9 прожиточных минимумов на ребенка соответствующего возраста при усыновлении, а остальную часть одноразовой помощи - на протяжении последующих 12 месяцев. Данный законопроект был зарегистрирован в парламенте в ноябре 2007 года. Право на помощь будут иметь усыновители, которые являются гражданами Украины и проживают на ее территории. Помощь предусматривается на каждого усыновленного ребенка, независимо от других видов помощи, предвиденных законом.

Если рассмотреть проблемные аспекты, которые связаны с процессом усыновления, то это, безусловно, получение статуса сироты ребенка и получение статуса дома семейного типа (которое часто связано с отсутствием финансирования подобной инициативы на местном уровне). Чиновники так же называют среди важных моментов психологическую подготовку будущих родителей и правильный выбор формы «взятия на воспитание» ребенка (опекунство (до 14 лет) или попечительство (после 14 лет), приемная семья (максимум 4 ребенка), дом семейного типа (от 5 до 10 детей). Усыновление по украинскому законодательству не входит в этот перечень, так как государство обязуется соблюдать тайну усыновления, ребенок меняет фамилию, не имеет никаких контактов с кровными родственниками и чаще всего до 18 лет не знает, что был усыновлен.

Конечно, интересно знать, что думают представители власти Донецкой области по поводу усыновления, приемных семей, опекунства, попечительства и домов семейного типа, а особенно, преград, возникающих перед людьми, которые хотят воспитывать детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Нестандартный чиновник - приемная мама: «Важно быть готовым»

Случайно выяснилось, что в Мариуполе живет и работает женщина, которая опровергает все стандартные представления о чиновниках. Галина Черепуха, ведущий специалист Ильичевского районного центра социальных служб по делам семьи, детей и молодежи (то есть самый что ни на есть представитель власти), и в то же время она - приемная мать, которая усыновила 3 детей.

“Наш центр занимается различной помощью малообеспеченным слоям населения, под нашим контролем находятся инвалиды, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, мы знаем о всех неблагополучных семьях района. Мы так же занимаемся психологической и юридической консультацией, в том числе и будущих приемных родителей, опекунов, людей, которые хотят открыть дом семейного типа. Мы же направляем их на специальные курсы подготовки кандидатов в приемные родители и родители-воспитатели”.

Галина и сама прошла подобные курсы, именно их следует пройти Родиону, гражданскому мужу Алены Кладовой. Выяснилось, что курсы эти проводит Донецкий областной центр социальных служб по делам семьи, детей и молодежи. Они состоят в месячном обучении, по времени оно длится 32 часа, на занятиях приемных родителей и родителей-воспитателей готовят ко всевозможным психологическим, юридическим, эмоциональным трудностям, которые могут возникнуть в воспитании детей и взаимоотношениях с окружающей социальной средой. Если человек не прошел соответствующие курсы, то он может стать опекуном или попечителем для ребенка.

“Очень часто еще на первом этапе, когда потенциальные приемные родители приходят к нам, они после консультаций с нашим юристом и психологом отказываются от идеи приемной семьи и хотят просто усыновить ребенка, чтобы никто не знал о том, что он – их неродной сын или неродная дочь, – говорит Галина Черепуха, - мы с мужем эмоционально сами очень долго к этому шли и в конце концов приняли решение о том, что наши дети должны знать, что они – приемные. Семья, которая изначально основана на правде, имеет больше шансов стать настоящим домом для малюток”.

“Спустя некоторое время после того, как я взяла одну из дочек, ко мне предъявила интересные претензии Прокуратура. Узнав, что я состою на государственной службе, она обвинила меня в коррупции, мотивируя это тем, что я получаю пенсию дочери, так как она потеряла родного отца в шахте (Ст 256-3.4 Семейного кодекса Украины – прим. автора). Это говорит о том, что наши следователи не знают законов, конечно, обвинение было снято, потому что в Семейном кодексе указано, что родители приемной семьи – законные представители приемных детей” (Ст. 256-2. 4 Семейного кодекса Украины – прим автора).

Все упирается в деньги

В чем же видит приемная мать и чиновник в одном лице причины сложностей, которые возникают при национальном усыновлении, получении статуса ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки? Почему так сложно на сегодняшний день создать приемную семью или детский дом семейного типа? И что же можно сделать в помощь людям, которые все же пробиться сквозь дебри нашей демократии и подарить настоящие любовь, заботу и тепло детям, которые ни в чем не виноваты ни перед настоящими родителями, ни перед государством?

“Единый банк данных детей, которых можно усыновить, был создан лишь в этом году (Приказ Министерства по делам семьи, молодежи и спорта “Об утверждении порядка ведения Банка данных про детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки” от 29.07.2005), а что до этого? 16 лет независимости и беготни по разным инстанциям.

Мало того, до 2006 года вопросами опеки, попечительства, усыновления, приемных семей и домов семейного типа занималось Минобразования, теперь же – Министерство по делам семьи (Совместный приказ Минитерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта и Министерства образования и науки Украины “Об утверждении Порядка передачи документации, касающейся детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки от органов управления образованием службам по делам несовершеннолетних” от 21.12.2005). Когда мы принимали документы на каждого ребенка от Минобразования, в личном деле могло значится только имя, фамилия, отчество, кое-какие сведения о родителях и даже не всегда теперешнее местонахождение человека. А должно быть там ой как много всего. За почти 2 года работы мы восстановили 28 личных дел. Сейчас основной закон, которым мы руководствуемся в своей работе, это закон Фильдмана (по основному автору, полное название документа Закон Украины “Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки” от 13.01.2005)”.

Что же касается статуса дома семейного типа, то Галина Черепуха иллюстрирует ситуацию примером своего района. “У нас сейчас в районе 4 приемные семьи, одна из них, по фамилии Запорощенко уже готова к тому, чтобы стать детским домом семейного типа. Исполком уже принял решение о том, чтобы его создать. Сложность заключается в том, что материальное обеспечение (зарплата родителей-воспитателей и социальная помощь каждому ребенку-воспитаннику в размере 2 прожиточных минимумов – прим автора) детского дома семейного типа осуществляется из государственного бюджета, но, как известно, само жилье для такого учреждения должен предоставить город.

В 2007 в бюджет мэр заложил на покупку жилья для будущего дома семейного типа около 300 тысяч гривен. Жилье нашла заранее наша Городская служба по делам семьи, молодежи и спорта, но в первом же квартале года произошел скачок цен на недвижимость, и этих средств для покупки жилья уже стало мало. Нотариальные услуги тоже стоят очень дорого. В 2008 году снова будет заложена определенная сумма, надеюсь, все получится,” - объясняет ведущий специалист Ильичевского районного центра социальных служб по делам семьи, детей и молодежи.

В целом, считает она, все очень сильно зависит от человеческого фактора и от того, насколько сильно чиновник неравнодушен к своей работе. Случай каждого конкретного ребенка нужно рассматривать отдельно, находить к нему индивидуальный подход. “Самое главное, что укоренилось в сознании наших госслужащих – так это выполнить план. Собрать кучу бумажек и сделать все правильно по документам, чтобы не дай Бог потом не наказали, часто поэтому они забывают о том, что несут ответственность за судьбы детей. Мы со своей стороны делаем все, чтобы опровергнуть стереотипы и помочь деткам найти семью”.

Донецкие чиновники боятся вешать ярлыки

Статистическими данными по Донецкой области в целом поделился Виталий Циктич, начальник службы по делам детей (в прошлом - несовершеннолетних) областной государственной администрации. «На сегодня в Донецкой области больше 13 тысяч детей без родительской опеки, две трети из них – социальные сироты (есть живой хотя бы один из родителей, но ребенка лишили родительской опеки). Эта категория детей увеличивается из-за решений судов, которые лишают родительских прав биологических родителей.

В конце августа 2007 года облгосадминистрация проводила коллегию на эту тему, мы решили, что не всегда нужно забирать у родителей ребенка через суд, надо сначала пытаться помочь семьям выйти из кризисного положения, чтобы уберечь ребенка от того, что он получит статус ребенка, лишенного родительской опеки.

По мнению главного специалиста отдела социальных технологий Донецкого областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Виктории Чагалян, проблему сиротства нужно решать от истока. Помогать неблагополучной семье «прийти в чувство», стать на ноги. Тогда и вопроса о брошенных или оставленных детях не возникнет. Это называется социальным сопровождением. И если бы подобная работа велась, сирот бы просто не осталось. В государственной программе тоже подчеркнуто значение превентивной работы и поддержки семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, особенно молодые. Что сказать, если система выплат и услуг будет четко налажена, 'плохие родители' смогут стать чуть лучше и ответственнее. Но произойдет это тогда, когда болезнь 'инфантилизма' перерастет... само государство, пока только нащупывает тропинки, а ведь для решения проблемы нужна, как говорится, широкая столбовая.

По данным, которые привел Виталий Циктич, в области 108 приемных семей, 11 детских домов семейного типа, в целом 255 детей там воспитывается. В следующем 2008 году планируется создать 48 приемных семей, 3 дома семейного типа, и разместить там 71 ребенка. Служба по делам детей, конечно, надеется, что числа будут немного другие, и изменятся они в положительную сторону.

В поисках золотой середины

Неудивительно, что государство призвано защищать права биологических родителей и целостность семи, ведь такова позиция двух представителей власти. Но часто такая “защита” доходит до абсурда. Кто не видел мальчишку, копающегося в мусорника, за последний год? Или девочку, которая просит милостыню у водителей на светофоре? Очень часто родители у них есть, а еще чаще сами предки и снаряжают своих чад на такие ответственные миссии.

“Если бы всех детей, у которых есть неблагополучные родители алкоголики, наркоманы, избивающие собственных отпрысков периодически, забрать сейчас под опеку государства, система просто не выдержит. Это слишком большое напряжение, и финансовое, и документальное, человеческого ресурса для нормального ухода за ними тоже явно недостаточно,” - считает Елена Жеребченко, детский психолог, родитель-воспитатель детского дома семейного типа, глава Донецкой областной общественной организации “Центр женских исследований.

После всех бюрократических кругов ада (их гораздо больше, чем у Данте) неудивительно, что многие люди отказываются не только от идеи создать приемную семью или детский дом семейного типа, но и от того, чтобы просто усыновить одного ребенка возрастом до года. Ведь для этого нужно добиться того, чтобы малыша признали таки ребенком, лишенным родительской опеки. Бюрократическая машина ломает судьбы множества детей, и этот факт признало наше государство на наивысшем уровне.

Помогут ли принятая Минсемьи Государственная целевая программа реформирования учреждений для детей-сирот, и детей, лишенных родительской опеки, инициатива КабМина выплачивать усыновителям единично 22,6 прожиточных минимумов, личная заинтересованность Президента в этом вопросе и оглашение 2008 года Годом Национального усыновления в Украине? Начнут ли работать, а не выполнять планы государственные служащие на местном уровне? И скольких судеб детей, поломанных сначала в неблагополучных семьях, а после в детских домах и интернатах, для этого нужно?

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии