Дети Запорожья лого

«Хотим детей!»: Усыновление в отечественном кино

12 мая 2011, 21:00 3482 Автор: admin http://hotimdetey.ru Усыновление в отечественном кино описывалось неоднократно. Фильмы советского периода, в особенности 50-60 гг., отличает особая теплота и задушевность, как-будто огонь недавно прошедшей войны выжег в душах людей всё наносное, пустячное.

Усыновление в отечественном кино описывалось неоднократно. Фильмы советского периода, в особенности 50-60 гг., отличает особая теплота и задушевность, как-будто огонь недавно прошедшей войны выжег в душах людей всё наносное, пустячное. Познавшие истинную цену жизни люди сплотились, сердечнее и добрее стали относиться друг к другу. Тема усыновления в кино этой поры звучит особенно пронзительно.

Вот небольшая ретроспективная подборка фильмов, так или иначе затрагивающих ее.

Доктор Бондаренко усыновляет четвертого ребенка

Cемья Евдокима и Евдокии за семейным столом

Большой и малый Федоры

Папка !!! Родненький !!!

Есть контакт!

(Владимир и дети Сони)

Евдокимов с Евдокимовым-младшим

Лучкин и Максимка

На первое место я бы поставил кино "Дети дон Кихота" (1965 г.).

Рядовой врач-педиатр роддома Пётр Бондаренко (А.Папанов) вместе с женой Верой - косметическим хирургом (В.Орлова) воспитывает троих сыновей. Старший - подающий большие надежды художник Виктор (В.Коренев), средний - студент вуза Дима (Л. Прыгунов), а самый младший Юра (А.Бельянинов) - ещё школьник, непоседа и борец за справедливость. Счастливая, гармоничная семья. Лишь в самом конце кино обнаруживается, что все дети - усыновленные "отказники", т.е. те, от которых отказались их матери в роддоме. Будучи бездетным, врач не в состоянии понять, как можно отказаться от такого счастья - иметь ребёнка, обрекая его на сиротскую долю в детском доме. И он берёт этих детей к себе и усыновляет.

В конце картины в роддоме происходит ещё один случай отказа от ребёнка, и после долгих, бесплодных разговоров с его "матерью" о счастье материнства, доктор усыновляет и этого младенца.

Дети, воспитываемые таким человеком, впитавшие его любовь, усвоившие жизненные принципы и своих детей будут учить тому же. Любовь в сочетании с высокой моралью будут множиться в геометрической прогрессии. Как жаль, что в современной реальной жизни картина не столь идеальная, а скорее диаметрально противоположная.

Следующее яркое кино на тему усыновления - "Евдокия" (1961 г.).

На самом деле основных персонажей здесь двое - Евдокия (Л.Хитяева) и Евдоким (Н.Лебедев). Немногословный, рассудительный Евдоким, отстаивая Советскую власть в Гражданской войне, на коротких передышках между кровавыми боями мечтал о тихой, спокойной, семейной жизни в своём доме с любимой женой и многочисленными детишками. После войны, в силу своей скромности и молчаливости Евдоким никак не мог найти себе спутницу, пока его приятель по работе на заводе не сосватал ему свою дочь - непутёвую Евдокию, уже имевшую связь с лавочником-татарином и впоследствии оказавшуюся "порченой", т.е. бесплодной. Евдоким очень переживал отсутствие в семье детей, но Евдокию любил и не бросал. Во время эпидемии тифа умирает отец Евдокии, а затем и его сожительница. Сиротой остаётся её дочь. Так в семье Евдокии появляется первый усыновлённый ребёнок. После смерти брата Евдокима его жена, не в силах прокормить многочисленных детей, отдаёт дочь и сына на воспитание Евдокиму и Евдокии. Их дом наполняется детскими голосами. Начинает сбываться Евдокимова мечта. Под положительным влиянием мужа, под действием его любви к ней, Евдокия всё крепче привязывается к нему и на глазах превращается в образцовую хозяйку и заботливую мать для приёмышей. Любовь, царящая в их доме так велика, что когда Евдоким приводит поесть и обогреться воришку-беспризорника, отбитого им у разьяренной толпы после неудачной попытки кражи, то эта любовь захватывает и его. Ещё один усыновленный ребёнок появляется в семье.

У детей Евдокии и Евдокима разные судьбы, но одно можно сказать определённо - все они выросли правильными, хорошими людьми, а иначе и быть не могло в этой семье, где всё было пропитано взаимоуважением и любовью. Когда на порог их дома мать-забулдыга подкинула грудного младенца, у Евдокии с Евдокимом не было и капли сомнения, что с ним делать. Ребёнок - их. Евдокия стала деловито кормить и пеленать подкидыша, а Евдоким задумал мастерить люльку. Их любви хватит и на него и ещё одним счастливым и хорошим человеком станет больше.

Великая Отечественная.

Сколько разлучённых, разорённых, обездоленных семей, сколько сирот принесла она!

Кино "Два Фёдора" (1958 г.) - история усыновления беспризорного мальчишки воином-фронтовиком.

Конец войне. Победа. Мальчик-сирота Фёдор (Коля Чурсин) просит солдат, возвращающихся домой в воинском эшелоне, подвезти его, под предлогом того, что он добирается к якобы имеющейся у него тетке. Его кормят и берут с собой. В пути больше всех принимает участие в мальчике солдат, которого как и мальчика зовут Федором (В.Шукшин). Фёдор-большой хлебнул тягот военной жизни полной мерой. Глядя на мальчишку, он видит то будущее, во имя которого рисковал жизнью, терпел все горести и лишения военных будней, но, прощаясь с Фёдором-малым и, встретившись с его взглядом, он вдруг понимает, что может сделать для него ещё больше - взять к себе, усыновить и вырастить настоящим человеком, передав весь свой жизненный опыт, наполнив своей любовью его сердце. Душа в душу зажили два Фёдора во вновь отстроенном доме, но тут в их жизнь вошла девушка Наташа (Т.Сёмина), ставшая женой Фёдора-большого. Отношения мальчика с женщиной поначалу не складывались, он ревновал её к отцу, но искренне полюбившая его Наташа не могла не тронуть его сердце.

Вот и образовалась ещё одна счастливая семья, в которой воцарились мир и согласие.

Кино "Судьба человека" (1959 г.) - ещё одна проникновенная послевоенная история, где есть пример усыновления.

Обожжённый войной солдат-водитель Андрей Соколов (С.Бондарчук) встречает в придорожной чайной беспризорного мальчишку (Павлик Борискин). Потерявший в этой войне жену и детей, сам не раз смотревший смерти в глаза солдат полюбил этого светлоглазого, светловолосого паренька, имея в сердце, под опалённой войной коркой, целый океан нерастраченной любви и нежности.

-Ванюшка, а ты знаешь кто я такой?

-Кто?

-Я твой отец...

-Папка!!! Родненький!!!

Эти слова никого не могут оставить равнодушным, на глаза наворачиваются слёзы. Две одиноких души нашли друг друга. Теперь солдата больше всего беспокоит то, что из-за больного сердца он может внезапно умереть и этим напугает своего Ванюшку.

Как же хочется верить в то, что всё у этих двоих будет хорошо!

В кино "Родная кровь" (1963 г.) фронтовик-танкист усыновляет детей любимой женщины после ее смерти.

Возвращающемуся из госпиталя на побывку танкисту Владимиру (Е.Матвеев) понравилась весёлая паромщица Соня (В. Артмане). Но у неё трое детей, а вокруг столько одиноких, жаждущих любви и мужской ласки девушек и женщин. Внезапно возникшее чувство оказалось сильнее всех логических доводов. После бессонной ночи и долгих раздумий Владимир решает связать свою судьбу с Соней. Демобилизовавшись, он возвращается к ней.

Совместное счастье было недолгим - Соня умирает и Владимир остаётся один с тремя чужими детьми. Но нет, это уже не чужие дети. Это дети любимой женщины, а значит его дети, ведь в каждом из них есть частица её. Не возникло даже мысли отдать их в детский дом. Фронтовик усыновляет детей.

Эта семья оказалась спаяна узами посильнее кровных. Когда нашёлся родной отец и захотел взять детей к себе, то согласился лишь один, да и то, по-детски польстившись на обещанный велосипед.

Вообще, военное и первое послевоенное время, наверное, было отмечено самыми массовыми случаями усыновлений. Кино "Отчий дом" (1959 г.), "Тени исчезают в полдень" (1971 г.), "Кадкина всякий знает" (1976 г.), "Цыган" (1979 г.), "Место встречи изменить нельзя" (1979 г.). Во всех этих фильмах есть примеры таких усыновлений.

Отгремела война, наладилась мирная жизнь, но и здесь находится место для проявления душевного благородства и доброты.

Кино "Дело Румянцева" (1955 г.).

Тема усыновления в этом кино проходит вторым планом. Приятель героя Баталова Павел Евдокимов (Г.Юхтин) никак не может найти себе девушку. "Если какая-нибудь мне нравится, то я ей - ну нисколечко...",- говорит он. Отчаявшись найти подругу жизни, но мечтая о семье и детях, он решает усыновить ребёнка из детдома.

Желание жить не только для себя, а для кого-то ещё, заботиться о нём - вот отличительные черты истинно русского характера, постепенно утрачиваемые ныне.

Обретя сына, Павел находит себе и спутницу - студентку-медичку Любу, восхищённую его поступком и всячески помогающую ему. Так, в перспективе, ещё на одну крепкую, правильную семью станет больше.

"Мужики!" (1981 г.) - кино о том, как бывший муж (А.Михайлов), после смерти жены, забирая к себе свою родную дочь, усыновляет и двух чужих детей.

Узнав о таком решении, от него уходит ныняшняя жена. Герой мучается, страдает, но возможность отдать детей в детский дом и вернуться к прежней спокойной, устоявшейся жизни даже не рассматривает.

Апофеоз картины - это радость героя от того, что один из усыновленных детей - немой цыганёнок вдруг неожиданно заговорил. Вот пример настоящей любви и самоотречения, когда счастье другого человека воспринимается как собственное.

Два старых кино - "Подкидыш" (1939 г.) и "Близнецы" (1945 г.). Здесь нет состоявшегося усыновления, но есть множество людей, готовых на этот поступок. Не имеющий собственного ребёнка человек, встречаясь волею судьбы с потерявшимися детьми, начиная опекать и заботиться о них, вдруг понимает, какое это счастье - иметь эту возможность. Быть кому-то нужным - не это ли главный жизненный мотив и стимул? Под действием этого стимула ожесточенные - добреют, равнодушные - загораются, потерявшие веру - вновь обретают её, даже горькие пьяницы с многолетним стажем бросают пить. Кино "Максимка" (1952 г.) - история о таком человеке. Здесь опять же нет формального усыновления, но зародившиеся отношения нельзя расценивать иначе, как отношения отца с сыном. Матрос Лучкин (Б.Андреев) - пьяница и задира, после того, как на корабле появляется спасённый после кораблекрушения негритёнок, меняется до неузнаваемости. Всё свое свободное время он проводит с ним. Для настоящей любви нет национальных преград. Матрос учит негритенка русским словам, дает ему христианское имя Максимка. Они прекрасно понимают друг друга и матрос все крепче привязывается к найденышу. Негритенок платит ему тем же. Он спасает его и во второй раз, теперь уже не от пагубного пристрастия к спиртному, а от реальной опасности попасть в рабство, когда матроса хитростью заманивают на корабль работорговцев.

Можно вспомнить и другие фильмы о случаях усыновления. Их всех объединяет одно - желание всякого нормального человека любить и быть нужным кому-то. Поскольку дети - самая нежная и беззащитная категория, то эти качества сильнее всего проявляются в заботе о них, будь они свои кровные или чужие приемные. Впрочем нет, "чужие приемные" выражение неверное, ведь ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!

P.S. Здесь вы найдете перечисленные кино об усыновлении, а также множество других, не менее замечательных фильмов.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии