Дети Запорожья лого

Государственная опека должна учитывать главное - защиту прав ребенка

2 января 2007, 0:00 4680 Автор: Ирина Антонова "Николаевские новости"

Украина стремительными темпами удаляется от своего советского прошлого. Создан новый порядок общественных отношений, действуют новые законы, внедряются новые технологии - все ради прогресса и процветания государства. Но некоторые жизнестойкие «очаги» коммунистической идеологии уцелели. Один из них - интернаты, которые до недавнего времени оставались оплотом государственной заботы о детях-сиротах. В 2005 году прогресс настиг и этот постсоветский атавизм. Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта инициировало реформу государственной системы опеки и попечительства на основе главного приоритета государства - защиты прав ребенка. Для интернатов старого образца изменения стали неизбежны.

Так от чего так категорично решили отказаться реформаторы?

Ведь в интернатах дети, лишенные родительской опеки, получают все необходимое - еду, медицинское обслуживание, образование, у них есть где спать, учить уроки, они всегда под присмотром учителей и воспитателей.

Здесь детям-сиротам живется лучше, чем беспризорным на улице. При нарастающих показателях детского сиротства интернаты - это вполне «вместительная» форма для обездоленных детей. А главное - удобная.

Согласно Закону Украины «Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування», органами опеки и попечительства являются районные государственные администрации. И именно они решают и определяют, куда устроить ребенка, оставшегося без семьи. До начала реформы такое решение принималось только с учетом экономической целесообразности, в которую интересы ребенка не вписывались. Потому что эти интересы направлены, в первую очередь, на воспитание в семейных условиях, которые можно обеспечить, создав для него приемную семью, детский дом семейного типа или подыскав усыновителей. Но все эти хлопотные вопросы должны были финансироваться из местного бюджета.

Предположим, что некий председатель сельрады всем сердцем желал помочь осиротевшему ребенку и готов был с утра до ночи искать для него приемную семью, на которую он должен выделять ежегодно 5 тыс. грн. из скудного бюджета, а ему нечем платить зарплату учителям, врачам, социальным работникам. О каких прекрасных порывах может идти речь, если единственным, неизбежным решением могло быть одно - совершенно бесплатно определить ребенка в интернат, расходы на который обеспечивал областной бюджет.

Интернаты были спасительным выходом для беспомощных органов опеки.

А проще говоря, неким накопительным резервуаром, куда в больших количествах «заталкивались» неразрешимые опекунские проблемы - дети-сироты.

Сегодня в этих воспитательных учреждениях содержится от 250 до 300 детей в каждом. А в сумме получается, что тысячи детей-сирот у нас в стране защищены государством. В результате имеем… счастливое детство.

А вот насколько защищен каждый конкретный ребенок, насколько учтены все его индивидуальные потребности и насколько его детство и дальнейшее будущее благополучны, никто во внимание не принимал. Как и те показатели, которые ярко демонстрировали результат работы интернатной системы.

Ежегодно в приютах для несовершеннолетних пребывает от 26 до 30 тысяч детей, пятая часть из которых - это воспитанники интернатов. То есть, это те дети, которые убегают от своего «счастливого детства», не выдерживая всех правил и устоев, предусмотренных условиями коллективного воспитания.

Когда под опекой находится 300 воспитанников, единственным способом управления «критической массой» может быть только система наказания. Ведь даже в обычной семье, где воспитывается один ребенок, родители склонны прибегать именно к такому воздействию (так проще и быстрее). В перенаселенном «резервуаре» это тем более неизбежно. Система наказания порождает систему побегов. И индивидуальные потребности ребенка эта система учесть не в состоянии. Она ориентирована только на массовость и коллективность, которая так впечатляет проверяющие комиссии: дети поют и пляшут, их много, и они все улыбаются важным гостям.

А вот незапланированные визиты работников министерства по делам семьи, молодежи и спорта выявляли иные, не столь умилительные, факты из жизни интернатов: избитых битами детей, незастекленные в лютый мороз помещения, кровати и постель «образца 50-х годов прошлого века» и другие признаки добротной опеки над сиротами. Или точнее - имитации таковой.

Еще одна чрезвычайно сложная составляющая интернатовского воспитания - выход его воспитанников в новую, самостоятельную жизнь.

Когда ребенок направляется в интернат за сотни километров от родного села, поселка, районного центра, он покидает его на десять лет. Утрачена связь даже с родственниками, крестными, соседями, за этот срок многое меняется.

Через десять лет ребенок окончил школу-интернат, получил документы и наставление: возвращаться в родное село, там система опеки и попечительства как-то поможет… Что его там ожидает? Десять лет назад его отправить отправили, но встречать никто не собирается. Для самостоятельной жизни у выпускника интерната нет ничего, даже элементарных навыков и понятий - как написать заявление или что такое сберкасса. Он не обучен жить вне интернатовского распорядка, он не знает, как выживать в этом мире, он без жилья и работы. Он - бомж. Те жизненные проблемы, которые привели его в интернат, не устранялись, а лишь консервировались на определенный срок, а впоследствии уже никогда никем не решались.

Согласно данным международных экспертов (в Украине такая официальная статистика не ведется), на протяжении пяти лет после выпуска из интернатного учреждения каждый пятый (20%) воспитанник становится бездомным гражданином, каждый второй (50%) совершает противозаконные действия и направляется в зоны лишения свободы, каждый седьмой (15%) совершает попытку самоубийства.

И если прежде советская система обеспечивала сопровождение воспитанников интернатов и возлагала эти функции на трудовые коллективы, профсоюзы, комсомол, в нынешних условиях за адаптацию ребенка к самостоятельной жизни не отвечал не никто.

Таков результат деятельности устоявшейся системы содержания и воспитания детей-сирот - «заботимся о всех, а в результате - ни о ком». Именно этот несостоятельный принцип пересмотрен в ходе подготовки реформы: государственная система опеки и попечительства должна обеспечивать защиту прав каждого без исключения ребенка, финансируя его интересы, а не удобства системы. Поэтому прежде всего реформа должна устранить основную болезнь старой системы, когда с появлением в районе ребенка-сироты у органа опеки и попечительства тут же появлялась острая «головная боль» - куда его деть и где взять деньги. Впервые в центральном бюджете 2006 года были предусмотрены средства, позволяющие развивать такие формы семейного воспитания, как приемные семьи и детские дома семейного типа. А это значит, что каждая семья, которая возьмет на воспитание ребенка, получает на него: до 6 лет 1000 грн., а старше 6 лет - 1200 грн., из которых 30% - это зарплата родителя-воспитателя.

Таким образом, интернаты утрачивают свой приоритет в решении вопроса о судьбе ребенка. Это не значит, что их упразднят. Просто они будут рассчитаны на небольшое количество детей и будут располагаться в районных центрах, чтобы не отрывать ребенка от его социальной среды. Он должен жить в этой среде, ходить в общеобразовательную школу, общаться, иметь друзей, встречаться с родственниками. Для него необходимо оставаться в естественном потоке жизни. Потому что с рождения все дети имеют равные права и должны иметь равные возможности: на счастливое детство, полноценное развитие и достойное будущее.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии