Дети Запорожья лого

Школьная физкультура для запорожских детей – не повод для паники

20 апреля 2012, 10:35 4174 Автор: Николай Лозовой reporter.zp.ua Сообщения о все новых случаях смерти украинских школьников чем-то напоминают фронтовые сводки и все более радикально ставят перед обществом вопрос здоровья детей, их физического воспитания

Сообщения о все новых случаях смерти украинских школьников чем-то напоминают фронтовые сводки и все более радикально ставят перед обществом вопрос здоровья детей, их физического воспитания. Оказавшись в противоречивой ситуации, наши законодатели, видимо, все-таки перегнули палку, отменив сдачу школьных нормативов по бегу и смягчив другие нормативы. В связи с этим встает вполне резонный вопрос: а не вредно ли подросткам в принципе бегать и прыгать, играть в футбол и баскетбол, плавать и кататься на роликах, а в более широком плане – участвовать в мировых чемпионатах и Олимпийских играх, подниматься на Говерлу и Эверест?

А ведь тот же школьный футбол или баскетбол в союзе с юношеским азартом и амбициями подчас требуют очень больших физических усилий. В такие моменты частота пульса подростков достигает запредельных значений.

И все же в чем-то депутаты правы. И вот почему. Практика показывает, что физическому воспитанию в наших школах пора уйти от старых стандартов, когда школьные уроки физкультуры рассматривались как важная ступень в подготовке будущих солдат. В век телевидения, телекоммуникаций и компьютеризации школьная физкультура должна играть роль психогигиенического демпфера, когда каждый школьник должен получать нервную и физическую разрядку, иметь возможность выплескивать эмоции в течение учебного дня.

И если все это делается максимально профессионально, с учетом особенностей, реальных возможностей и приоритетов каждого ученика, при условии регулярного и тщательного медицинского контроля, то критических состояний можно избежать. Тогда родителям не нужно будет всеми правдами и неправдами добывать освобождения от уроков физкультуры. Наоборот, прекрасно зная сильные и слабые стороны каждого ребенка, учитель должен научить его классическим навыкам поддержания тела в нормальном физическом тонусе в период бурного развития и формирования организма. А спортивная специализация должна иметь место в различных клубах, секциях, спортивных школах.

Программа здоровья

Национальная академия медицинских наук Украины отметила, что заболеваемость детей школьного возраста за последние десять лет выросла почти на 27%. Уже в первом классе треть школьников имеет хронические заболевания, к пятому классу таких учеников уже половина, в девятом - 64%. Лишь каждый четырнадцатый украинский школьник может похвастаться нормальным здоровьем.

Так что укреплять физическое здоровье школьников просто необходимо. Вопрос только в методах решения проблемы. И решение это должно быть комплексным, включающим заботу не только о школьниках, но и о физическом развитии маленьких детей. Благо, в стране одобрена концепция Общегосударственной целевой социальной программы развития физической культуры и спорта на 2012-2016 годы.

Департамент уполномочен заявить

В управлении образования и науки департамента образования и науки, молодежи и спорта Запорожского горсовета корреспондента «ИТ» заверили, что все школьники города в соответствии с медицинскими документами разделены по группам здоровья, есть рекомендации относительно того, по какой программе должен заниматься ребенок на уроках физкультуры и какие нагрузки должен получать.

Замначальника управления, начальник отдела управления Елена Хрипко сообщила, что управление плодотворно сотрудничает с главным врачом санитарно-эпидемической станции (СЭС) Орджоникидзевского района Александром Воробьевым, программы и методики которого используются во многих учебных заведениях города. Все они учитывают разный уровень допустимых физических нагрузок.

Медицинские осмотры детей, в том числе и у профильных врачей, проводятся в присутствии родителей с мая по средам во всех детских лечебных заведениях. В городе есть проблема с обеспечением всех школ медперсоналом, несмотря на то, что года 3-4 назад горсовет принял решение, согласно которому в каждой школе должен быть медицинский работник. Правда, решение принято с оговоркой: «Финансирование проводить при наличии сэкономленных денег». Собственный анализ состояния здоровья детей показывает, что динамика ухудшения здоровья школьников имеет место, но утверждать, что в этом виновата только школа, нельзя.

Информация департамента о здоровье школьников

2010-2011 учебный год

Проблемы со здоровьем имеют 61,80% учеников.

Распределение по физкультурным группам:

- основная – 31,39%;

- подготовительная – 41,47%;

- специальная – 26,37%;

- освобожденные – 0,77%.

Распределение по группам здоровья:

І группа – 36,61%;

ІІ группа – 53,64%;

ІІІ группа – 9,68%;

ІV группа – 0,21%.

Доля детей с заболеваниями органов зрения – 16,93% (из них понижение остроты зрения – 72,01%), дефектами опорно-двигательного аппарата - 33,84% (в том числе плоскостопие – 56,52%; нарушение осанки 27,24%).

2011-2012 учебный год

Проблемы со здоровьем имеют 64,79% учеников.

Распределение по физкультурным группам:

- основная – 28,82%;

- подготовительная – 48,32%;

- специальная – 22,01%;

- освобожденные – 0,85%.

Распределение по группам здоровья:

І группа – 36,02%

ІІ группа – 55,83%

ІІІ группа – 7,93%

ІV группа – 0,15%

Остается высокой доля детей с заболеваниями органов зрения – 15,72% (из них понижение остроты зрения – 75,4%), а также дефектами опорно-двигательного аппарата - 27,43% (в том числе плоскостопие – 54,6%; нарушение осанки - 26,88%).

Медицинский диагноз

Прокомментировать ситуацию со здоровьем запорожских школьников «ИТ» предложил главному педиатру управления охраны здоровья Запорожского горсовета Галине Доле. По словам главного специалиста, в целом заболеваемость детей в Запорожье растет, но находится на уровне показателей Украины. В структуре заболеваний первое место занимает острая патология органов дыхания - простуда. Второе место занимают инфекционные заболевания, третье – заболевания кожи и подкожной клетчатки, четвертое – заболевания органов пищеварения, пятое – заболевания органов зрения.

Если распределить детей по группам здоровья (есть физкультурные группы, а есть группы здоровья), то к первой относятся 36,1% детей; ко второй – 55,4%; к третьей – 8,5%. Профосмотры школьников в лечебно-профилактических учреждениях города проводятся третий год. Родители приходят в поликлинику с ребенком, там ему проводят пробу Руфье, школьник осматривается участковым доктором и, согласно показателям, определяется в соответствующую группу. В соответствии с показателями здоровья запорожские дети распределены по физкультурным группам в таком соотношении:

- 30% - основная;

- 48% - подготовительная;

- 22% - спецгруппа.

В спецгруппу здоровья входят не только больные дети, но и те, которые еще полностью не обследованы. Ребенка, у которого низкий индекс пробы Руфье, следует обследовать более углубленно с целью выяснения причины. В первую очередь проводится ряд обследований, в основном - сердечно-сосудистой системы. Сама же проба дает информацию о том, как сердечно-сосудистая система реагирует на конкретную физическую нагрузку.

Кроме того, с целью предотвращения смертельных случаев на уроках физкультуры все преподаватели запорожских школ обучены навыкам оказания первой доврачебной помощи ребенку. В каждой школе в медицинском кабинете (а такие кабинеты есть в каждой школе) имеются алгоритмы оказания первой помощи. В школах есть и медсестры, и доктора, правда, не в каждой школе. Штатными нормативами ставка врача рассчитана на 2500 учащихся, медсестры - на 700 учащихся. К сожалению, имеется дефицит медицинских кадров в детских лечебно-профилактических учреждениях, укомплектованность школ врачами составляет 51%, медицинскими сестрами - почти 68%. То есть в запорожских школах в среднем один врач обслуживает 2-3 школы.

«Именно по этой причине каждый учитель должен уметь оказать первую доврачебную помощь. Алгоритм четко расписывает по пунктам, что должен делать учитель в случае недомогания ученика, кто должен вызывать карету «Скорой помощи» и какие данные необходимо сообщить. Сотрудниками педиатрических кафедр, врачами поликлиник проведены семинарские занятия с учителями школ города по оказанию первой помощи. Доврачебную помощь должны уметь оказывать все», - считает Галина Федоровна.

На вопрос «ИТ», соблюдается ли на уроках физкультуры разделение детей по группам, Галина Доля ответила, что, по информации медработников детских лечебных учреждений, администрацией ряда школ принято решение, что первая группа детей должна заниматься в белых футболках, подготовительная – в зеленых, а специальная – в красных. Как вариант, на руки детей надеваются повязки соответствующих цветов. В таких условиях учителю физкультуры или проверяющему значительно легче контролировать физическую нагрузку учащихся.

Вполне спонтанно зашел разговор и о роли родителей в вопросах здоровья детей. Видимо, назрела необходимость проводить специальные семинары и с родителями. Ведь дети вне школы могут бегать за мячом «до упаду», заниматься чем угодно.

- За здоровье своих детей в первую очередь отвечают родители. Медики и учителя призваны помочь им вырастить здорового ребенка, здоровое поколение в целом. Мы – помощники. А родители должны строго контролировать досуг своих детей, следить за дозированием физических нагрузок. Если родители внимательны к своим детям, если они видят, что ребенок не может выполнять определенную нагрузку, значит, надо его срочно вести к врачу. Врач осмотрит, обследует, установит диагноз и даст рекомендации, которые необходимо выполнять ребенку и родителям. Тогда есть гарантия того, что с ребенком не случится беда, - считает главный педиатр Запорожья.

Относительно опасности курения, употребления наркотиков и алкоголя тоже все предельно ясно: если школьник питает пристрастие хотя бы к одной составляющей этой триады, то вероятность кризисных ситуаций на уроках физкультуры очень высока. Для борьбы с этими губительными привычками практически во всех школах города работают психологи. На базе детской областной больницы работает «Клініка, дружня до молоді», специалисты которой призваны решать проблемные вопросы детей и молодежи. В клинику можно анонимно обратиться по телефону или прийти и получить квалифицированную информацию-поддержку. Есть в городе и университет санитарно-гигиенических знаний, сотрудники которого работают по проблемам наркомании, алкоголизма, курения среди детей и подростков. На территории городского управления работает городской центр здоровья, который организовывает и проводит работу среди школьников по профилактике негативных явлений в обществе.

Показатели здоровья школьников систематически анализируются, разрабатываются мероприятия совместно со специалистами санэпидслужбы по их улучшению, они находятся на постоянном контроле управления по вопросам охраны здоровья горсовета.

Мало быть сытым

В соответствии с законодательством, СЭС контролируют состояние здоровья детей и условия их обучения. В связи с этим свою точку зрения на проблему здоровья школьников «ИТ» предложил высказать главному врачу СЭС Орджоникидзевского района Александру Воробьеву. По его мнению, здоровье детей определяется физиологией растущего организма. Ребенок интенсивно растет, и ему надо много разнообразного строительного материала, его функции только настраиваются, и у него много рисков. Самый основной – сбой питания. Организм зачастую недополучает кальций, фосфор и другие микроэлементы, необходимые для нормальной работы нервной и сердечно-сосудистой систем. Для компенсации этих недостатков в советский период были установлены рыбные дни, сейчас активно ведется разговор о йодированной соли.

Однако проблема не только в этом. Дети получают много очищенной, рафинированной пищи с недостатком микроэлементного состава, и растущий организм работает на пределе достаточности для своего формирования и физиологических функций. И если полноценного питания нет, тогда начинаются все проблемы. Школьное питание недостаточное, потому что на него выделяется крайне мало средств. Часто такая же картина и дома. «Горячее питание в школе – тоже еще не все. Например, чтобы получить суточную норму кальция, ребенок должен съесть 120 граммов твердого сыра или 1,5 кило рыбы. Остальные источники очень слабы. А йодированная соль еще не факт что улучшит здоровье ребенка. Родители должны давать детям биологически активные продукты», - считает Александр Федорович.

Вторая концептуальная вещь – исключение из повседневной жизни и физической культуры нагрузок, которые тренируют и развивают организм. Как ребенок тренируется, так и укрепляется его сердечно-сосудистая система. Лифты, транспорт, потеря бесплатного спорта для широких масс, многочасовое пребывание за компьютером, у телевизора, сидение в школе и при подготовке домашних заданий... Да и игры детей стали большей частью сидячими.

Поэтому все эти риски надо компенсировать – детям надо дать адекватную нагрузку. В Китае, например, перед занятиями делается общая гимнастика, есть гимнастические паузы. А у нас 2-3 урока физкультуры в неделю, что составляет лишь треть необходимой нагрузки.

Тренирующую нагрузку ребенок должен получать ступенчато, чтобы избежать травм позвоночника или суставов.

Сейчас статус здорового ребенка имеют менее 40% наблюдаемой группы. У остальных - нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы. Но на все эти риски можно влиять, используя СМИ. Надо больше людей привлекать в здоровый массовый спорт.

Кстати, ребенок с проблемами здоровья в будущем может столкнуться с ограничениями при поступлении в ВУЗ, при выборе профессии и работы. Сложности могут возникнуть и при создании семьи.

Евгений Очеретько, учитель физкультуры:

- По результатам обследования учеников в начале учебного года получилось, что в каждом классе в основную группу попало 3-5 человек из примерно двадцати, в спецгруппу - по 3-6 детей, остальные - в подготовительную группу. В течение года часть детей из подготовительной группы переходит в основную. По условиям школьной программы выходит, что без ограничений могут заниматься около 25% учеников. С отменой нормативов у детей снизилось стремление достичь каких-то результатов. В школах мало инвентаря, легкая атлетика, в том числе и бег, в упадке. Да и бегать на время можно только основной группе. Участвовать в районных спартакиадах имеют право только дети из основных групп после тщательного осмотра врачом. Нет площадок с современным покрытием, тренажеров, нужны площадки для бадминтона и большого тенниса…

«Надо разнообразить занятия популярными, менее травматическими видами спорта с более мягкой нагрузкой на организм ребенка. Вопрос разноцветных футболок решим пошивом манишек трех цветов, в техническом лицее есть свой швейный цех. Еще есть проблема у 11-классников из спецгрупп, которым вместо баллов ставится зачет. А ведь они активны на занятиях, никогда не пропускают уроки физкультуры. Иногда хочется поставить им высокую оценку, и они ее заслуживают, но по закону я не имею права это делать. Поэтому я предлагаю каким-то образом оценивать и детей из спецгрупп - по старанию, активности», - считает опытный учитель.

Юрий Притула, директор физико-математического лицея № 105:

- Конечно, здоровье у многих ребят слабенькое. Но тяга к физическим занятиям, к движению у них огромнейшая. И мы стараемся помочь им реализовать себя не за счет выполнения конкретных нормативов, а посильного участия в соревнованиях по волейболу, футболу, легкой атлетике, в спартакиадах. С учетом специфики нашего лицея, без уроков физкультуры никак не обойтись. Отмечу, что санитарная служба и департамент образования и науки горсовета постоянно контролируют нас в части прохождения медицинского осмотра, разделения детей по группам. На уроках физкультуры мы стали более осторожными, чаще контролируем физические нагрузки. Очень внимательно отнеслись к прохождению пробы Руфье – ее прошли все ученики. При подаче заявок на районные и другие соревнования медицинскому контролю уделяем особое внимание.

Елена Владимировна, учительница одной из школ Жовтневого района:

- В нашей школе все дети разделены по группам, есть врач и медсестра, которые в любой момент могут оказать неотложную помощь детям. Я - учительница младших классов, и с нами каждый год проводят инструктаж и практические занятия по оказанию помощи детям в экстремальной ситуации. В каждом классе есть инструкция, в которой расписано по пунктам, как надо действовать в той или иной ситуации. В каждом школьном кабинете сейчас есть медицинская аптечка первой помощи.

Анатолий, 39 лет, житель Запорожья:

- Я за то, чтобы на уроках физкультуры действовали нормативы. В свое время нас гоняли еще как: мы и бегали, и прыгали, и все были живы и здоровы. Никто от бега не умирал. А сейчас народ просто «косит» от уроков физкультуры, обленился. Проще сказать, что у меня что-то болит, и я, мол, посижу. Вместо того, чтобы работать над собой. Детей надо приучать к физкультуре с пеленок. И это уже зависит от родителей.

Людмила, без огласки отчества или фамилии:

- Вважаю, що треба щось придумати, щоб діти не вмирали на уроках фізкультури чи взагалі під час навчання в школах. Це ж не секрет, що зараз діти не є зовсім здорові. Тому до них треба мати окремий підхід, бажано допомогти їм гармонійно відчувати себе в середовищі однолітків.

Справка педиатра – не панацея

Здоровье школьника требует внимания, помня, что справка педиатра – еще не панацея от всех бед. Родители должны знать оптимальное артериальное давление ребенка, регулярно измерять его, контролировать пульс, следить за его весом, периодически проводить медицинское обследование. Существует опасное сочетание трех факторов: повышенная масса тела, пониженное давление и замедленный пульс. Именно эти показатели надо помнить и систематически проверять у ребенка.

Масса тела (кг)

рост недост. недост. ниже ср. средн. выше ср. Избыт.

105 см 14,6 15,2 16,1 17,7 18,4 19,2

110 см 16,0 16,7 17,5 19,6 20,6 21,5

115 см 18,0 18,7 19,5 21,6 22,6 23,5

120 см 20,0 21,7 23,5 25,6 26,6 27,5

125 см 25,0 26,5 28,5 29,6 30,6 31,5

130 см 29,0 29,7 31,5 32,6 33,6 34,5

135 см 33,2 34,0 36,8 37,0 37,5 38,0

140 см 37,4 38,2 39,1 41,5 42,0 42,5

145 см 41,6 42,4 43,4 45,8 45,9 46,0

150 см 45,9 46,6 47,7 50,2 50,3 51,5

Артериальное давление

возраст 6—8 9—10 11—12 13—14 15—16

мальчики 88 / 52 91 / 54 103 / 60 108 / 61 110 / 62

девочки 87 / 52 89 / 53 94 / 60 106 / 62 108 / 62

Частота пульса

возраст удары (в мин.)

5-8 лет 90—100

8-12 лет 80—100

+ 12 лет 60—90

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии