x

«НИ ГОСУДАРСТВО, НИ ОБЩЕСТВО СИРОТАМ СОЗНАТЕЛЬНО НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ШАНСОВ ДЛЯ АДАПТАЦИИ»

Проблема в том, что дети-сироты не социализированы. Ребенок, живя в детском доме, не получает никаких жизненных навыков. В детском доме запрещено гладить, стирать, мыть посуду и убирать. Это будет расцениваться как эксплуатация детского труда.
Автор: Беседовал диакон Георгий Скубак (Украина), pravoslavie.ru Опубликовано: 17 июля 2008, 0:00 3662

Священник Андрей Пинчук

В прошлом году в Днепропетровске совершили самоубийство двое воспитанников учебно-производственного центра № 2. Событие это взбудоражило весь город. А менее чем через год после этого ужасного происшествия наложить на себя руки попыталась еще одна воспитанница этого учебного заведения: 17 марта одна из девушек, Анна, порезала себе вены. К счастью, ее удалось спасти, но вопрос остался открытым: что именно побудило учеников к суициду?

Днепропетровский УПЦ № 2 предоставляет профессиональное образование почти 700 воспитанникам, треть из которых – дети-сироты и инвалиды. Ученики живут в пятиэтажном доме. Раньше подобные здания называли общежитиями, теперь же это «молодежный отель». Сейчас общежитие в центре внимания. Поскольку большое количество учеников – бывшие воспитанники детских домов, специалисты считают, что к самоубийству их толкает резкое изменение окружения и новая самостоятельная жизнь.

Почему дети-сироты хотят расстаться с жизнью? В чем корень этой проблемы? На эти и другие вопросы пресс-служба Днепропетровской епархии попросила ответить отца-воспитателя детского дома семейного типа, молодого священнослужителя Днепропетровской епархии иерея Андрея Пинчука, который вместе со своей супругой взвалил на свои плечи труднейший подвиг родительского крестоношения. Сейчас в их семье семеро деток: кроме двух родных детей, девочек, в семье живут и воспитываются пять приемных мальчиков.

– Отец Андрей, у Вас уже накоплен достаточный опыт воспитания сирот. Скажите, что же толкает детей, обучающихся и живущих в подобных центрах, к самоубийству?

– Самая главная проблема в том, что такие дети не социализированы. И дело тут не в учебно-производственном центре или ином каком-либо учебном заведении. Проблема появляется гораздо раньше. Ведь ребенок, живя в детском доме, не получает никаких жизненных навыков. В детском доме запрещено гладить, запрещено стирать, запрещено мыть посуду и убирать, запрещено иметь подсобное хозяйство. Потому что все это будет расцениваться как эксплуатация детского труда. Во-вторых, у благотворителей, которые помогают детским домам, сложился почему-то странный стереотип, что при любом посещении детдома, например, на праздник, они должны живущих там детей жалеть и без конца задаривать подарками. Отсюда проблема: детдомовские дети привыкают к этому и считают, что им все должны.

К тому времени, когда ребенок вырастает и покидает стены детского дома, у него уже сложилось свое отношение к тому миру, который его теперь будет окружать, и оно выражено несколькими фразами (я с этим столкнулся и в своей семье): первая – «Не хочу!», вторая – «Не буду!» и третья – «Вы мне должны!» Эти фразы – основа их мировоззрения.

Конечно же, они задают себе вопросы: «А почему именно я остался без родителей? Почему у других есть папы и мамы, а у меня нет?» А так как их без конца жалеют, с ними «сюсюкают», то у детей вырабатывается твердое убеждение, что их обездоленность родительским теплом, семейным счастьем и дальше будет компенсироваться повышенным вниманием к ним, повышенной опекой и заботой всех окружающих. А этого, конечно же, не происходит. Добавьте к этому полное отсутствие элементарных жизненных навыков, которые они и не могли приобрести, живя в детском доме на всем готовом. Дети вырастают убежденными иждивенцами.

– Получается, что детдомовские дети абсолютно не адаптированы к жизни в современном обществе?

– Совершенно верно. Позвольте, я приведу пример из жизни. Представьте, красивый детский дом, большой и благоустроенный, питание на 15-20 гривен в день, ежегодные поездки на море или даже за границу, бесконечные спонсоры и подарки. Как может ребенок относится к вещам, которые ему достаются? Естественно, равнодушно. Он порвал, например, сапоги, потому что ему захотелось поиграть в футбол. Его пожурят и даже поругают, но завтра же ему выдадут новые. И ребенок привыкает не ценить все то, что у него появляется.

А что ждет его после детского дома? В некоторых наших учебно-производственных центрах даже лампочек нет. Ободранные стены, неустроенность. И его уже никто не будет кормить так, как в детском доме, ведь государственное финансирование сирот в учебных заведениях во много раз меньше, чем в детских домах. Ребенок оказывается один на один с этой страшной жизненной реальностью. Но страшнее всего то, что он никому не нужен!

– Не для кого не секрет, что на Украине в интернатах воспитывается огромное количество сирот…

– Сразу оговорюсь, то, что мною ниже будет сказано, – это статистика неофициальная, так как официальные цифры озвучить никто не решается. По разным данным, на Украине насчитывается от 110 до 160 тысяч сирот. И статистика нам показывает, а она достаточно неприятная, что от 20 до 60 % выпускников детских домов позже оказываются на скамье подсудимых. Приблизительно 5–12 % заканчивают жизнь самоубийством. Это приблизительные цифры, но и они ужасают.

А то, что случилось в Днепропетровском УПЦ № 2, когда трое воспитанников решились на суицид, это не просто трагическое стечение обстоятельств. Ведь в большинстве своем детдомовские дети просто не могут сами разобраться в житейских проблемах, определить для себя жизненные приоритеты. Эти ребята не понимают, зачем нужно получать профессию, работать и даже элементарно следить за чистотой, соблюдать правила личной гигиены…

– А почему так происходит?

– Потому что у них не было положительного жизненного опыта. Потому что они никогда не видели нормального общения людей между собой. Детдомовские дети не знают, как мужчина должен относиться к женщине, как надо воспитывать детей. Они не знают, что такое нормальная любящая семья. Они в своей жизни успели только хлебнуть горя. Они видели и знают, как брата избивают утюгом, как отец насиловал девочку или посылал детей просить милостыню. Дети не имеют представления о воспитательных критериях общества. Что в итоге получается? Такой ребенок, повзрослев, как правило, не может создать свою семью. В нем нет этой закваски, на нем прервалась эта традиция! И дети выросших детей-сирот, как правило, тоже становятся сиротами. А привычка относится к обществу с позиции «вы мне должны» нередко толкает детдомовских детей на преступление. Выйдя из интерната, они создают преступные группировки и становятся на путь бандитизма. И все по причине того мировоззрения, которое в них «воспитали» в детских учреждениях для сирот. Хотя, конечно, нельзя забывать и о генах и наследственности. Ведь большинство детей-сирот в нашем государстве – это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Их процентное соотношение к биологическим сиротам примерно 90 к 10.

Еще одна проблема: часто у этих детей нет жилья. Его или продали спившиеся папаши-мамаши, или недвижимость украдена, или же дети просто родились на улице, как нередко бывает. Несмотря на закон, в котором написано, что «каждый ребенок, выходя из детского дома или училища, обязан получить жилье», дети-сироты остаются под открытым небом. Эта законная норма у нас на Украине почти нигде не выполняется! Следовательно, любой ребенок-сирота обречен на бомжевание. А сейчас в училищах введено «новшество»: они не принимают учиться детей без жилья, потому что директор обязан будет после того, как сирота закончит учебу, его где-то поселить.

– А как же государственная программа строительства социального жилья?

– Да, есть такое средство борьбы с отсутствием жилья у детей сирот. Но на самом деле эта программа — фикция. Жилье, действительно, построят, но в нем дадут право жить только три года. По истечении этого срока ты обязан купить себе квартиру.

– Но ведь все то, что вы сейчас рассказали, – это жизненная катастрофа для ребенка!

– Это не просто катастрофа, это катастрофический жизненный сдвиг. Представляете: сначала улица и подворотни, крысы и пьяные родители, затем «вылизанный» детский дом, а потом опять возврат к тому ужасу, про который эти дети все свое детство пытались забыть. И естественно, ребенок задает себе вопрос: «Зачем мне учиться? Да и жить-то зачем?» Они чувствуют свою ненужность! Они не нужны были ни родителям, и они не нужны сейчас и государству, которое вкладывает в каждого ребенка по несколько десятков тысяч гривен для того, чтобы, изъяв ребенка из порочной среды, туда же его снова отправить, когда он достигнет 18-летия!

Эти дети теряют социальное сопровождение, не получают тех гарантированных Конституцией и Конвенцией по правам ребенка минимумов, которые им обязаны предоставить.

Весь этот комплекс причин толкает детей-сирот сначала к алкоголизму, затем к наркомании, потом – к бандитизму, и нередко все это оканчивается суицидом.

– Вероятно, надо поменять принципы воспитания детей в детских домах?

– Конечно! В систему воспитания детей в детских домах необходимо – и чем скорее, тем лучше – внести элемент труда и профессиональной подготовки. Дети должны научиться трудиться, а не расти иждивенцами.

– Отец Андрей, что же ждет нас в будущем, если мы не пересмотрим свое отношение к воспитанию детей-сирот?

– Дети-сироты – это кричащая проблема, на которую должно обратить внимание общество. Но мы не готовы к этому, мы, и это хуже всего, не хотим признать, что у нас не все здесь в порядке. Мы не хотим думать о будущем этих детей. Хотя, конечно же, есть и иные, можно сказать – уникальные примеры, когда сироты получают великолепное образование, становятся на ноги, открывают свой бизнес, обретают семью, рождают детей и заботятся о них. Но все это происходит не столько благодаря воспитанию, сколько индивидуальным качествам ребенка.

Будем честными. Ни государство, ни общество сиротам сознательно не дает никаких шансов для адаптации в этой жизни. Не обращая на них должного внимания, мы уже сейчас готовим армию преступников, ведь через пять–десять лет именно эти дети пополнят криминальный мир.

Беседовал диакон Георгий Скубак (Украина)


Данная статья принадлежит к категориям:
       Украина  

Фонд "Счастливый ребенок" - эффективная помощь наиболее нуждающимся детям Запорожской области

Мы тщательно проверяем просьбы, защищаем жертвователей от мошенничества и даем возможность эффективно помогать наиболее нуждающимся.

Им нужна наша помощь:


Тарас Кротик

ДЦП, левосторонний гемипарез


Солошенко Илья

Муковисцидоз (кистозный фиброз), тяжелое течение


Наталья Кислюк

Муковисцидоз (кистозный фиброз) смешанная форма


Ваня Полянский

Муковисцидоз


Егор Беспалый

Муковисцидоз (кистозный фиброз), тяжелое течение


В 2020 вы помогли на сумму 4 017 269 гривен

Расходы фонда в 2020

108 больным детям: 2 092 822 грн.
Мед. оборудование: 136 962 грн.
Детдомам для инвалидов: 452 834 грн.
Детcкому экоселу: 215 329 грн.
Сиротам и малообеспеченным: 88 890 грн.
Помощь взрослым "Хелпус": 215 274 грн.
Служебные расходы: 401 194 грн.
Всего расходов: 3 732 596 грн.

Всего с 2007 оказано помощи на сумму 74 246 500  гривен


Дитині потрібна родина: Сергій Н.


Дітям потрібна родина: Вікторія Ф.(2004 р.н.) та Кирило Ф.(2006 р.н.)


Ребенку нужна семья: Данил