Дети Запорожья лого

Без семьи

2 июня 2011, 20:00 4819 Автор: Яна Сасина www.deti.zp.ua Запорожские родители отдают детей в сиротские интернаты.

Реформирование интернатской системы образования в Украине идет полным ходом. Примечательно, что изначальной целью изменений было сокращение числа воспитанников этих учреждений и их активное семейное устройство. В результате сегодня в интернаты попадают на 30% меньше ребят, чем еще несколько лет назад. Как оказалась, такая ситуация может повлечь за собой уменьшение государственного финансирования учебных заведений, что не устраивает систему образования. Как ни парадоксально, но ликвидировать эту проблему чиновники решили за счет детей из семей.

Кашляешь? - В интернат!

Отток воспитанников из интернатов угрожает материально-технической базе и штату интернатов. Несмотря на желание создать Украину без сиротства, закрывать учреждения власть имущие не спешат.

За 14 лет количество воспитанников Матвеевской общеобразовательной школы-интерната сократилось с 370 учеников до 216-ти. Чтобы компенсировать нехватку детей вот уже два года на его базе работают две дошкольные санаторные группы. Сегодня в них прибывают 45 ребят. Из тех, что находятся в этих стенах 24 часа в сутки и семь дней в неделю – 17 сирот и 12 малышей, родители которых в полном здравии, но по экономическим причинам, или из-за графика работы решили отдать своих чад в интернат.

Процедура устройства в учебное заведение несложна – в группу берут детей, которые часто болеет ОРВИ, имеют проблемы с дыхательными путями или органами пищеварения.

Директор Матвеевской школы-интерната Лариса Конькова отмечает: самая распространенная причина, по которой в ее учреждения попадают дети из сельских семей – нехватка денег. Зачастую, у родителей нет работы, либо она, наоборот занимает много времени, а в интернате – полный пансион. Иногда обращаются мамы и папы, которые просто не могут справиться с воспитание сложного ребенка. Поэтому, пока не наладится экономическая ситуация в стране, - утверждают педагоги, - такие группы будут пользоваться популярностью. Бывали и случаи, когда из Западной Украины приезжают семьи с детьми к друзьям, или родственникам погостить, после чего уезжают уже без отпрысков. Этих ребят также берет на попечение школа-интернат.

Уже в следующем году здесь собираются открывать такую же группу для школьников с первого по четвертый класс.

Печальная тенденция

На сегодня так называемые, сиротские группы здоровья созданы в Бердянской, Молочанской и Матвеевской школах-интернатах. В общей сложности по заявлениям родителей в них находятся 95 детей, в специализированных заведениях – еще 257.

Завершить реформирование системы планируют до 2017-ого года.

По словам заведующего сектором интернатских учреждений и социальной защиты детства Игоря Шпирного, не исключена возможность того, что в будущем в сиротские интернаты будут брать и здоровых детей из неблагополучных семей. Ведь терять наработанную материально-техническую базу и опытных сотрудников украинской системе образования никак не хочется. Соответственно, ликвидировать интернаты области не будут, несмотря на то, что в 2005-ом в них направили 384 ребенка, тогда как в 2010-ом – только 37.

В свою очередь, волонтеры благотворительного фонда «Счастливый ребенок», которые занимаются семейным устройством сирот, рассказывают: руководители некоторых заведений региона противятся такой инициативе и называют незаконным размещение анкет своих подопечных на сайте фонда. Сотрудник организации Виктория Мочалова уверена – именно благодаря такой информационной поддержке проекта в семьи все чаще начали забирать старшеклассников, у которых шансов на новую жизнь по сравнению с маленькими детьми, практически нет.

Еще один способ заинтересовать запорожцев в усыновлении – так называемый «гостевой режим» - возможность забрать ребенка на выходные. Впрочем, законодательно порядок процедуры до сих пор не прописан, потому отдавать воспитанника, или нет, решает администрация интерната. Даже если желающий принимает активное участие в жизни брошенных детей, но не является их родственником, ему чаще всего, отказывают.

Палка двух концов

Директора Запорожского учебного реабилитационного центра– интерната №3 Екатерину Шарикову застаю на рабочем месте в приятных хлопотах – в день нашей встречи супружеская пара из Италии усыновляет двух братиков – Рому и Сережу. Мальчишек подобрали на улице добрые люди, когда те бродили в поисках пропитания. Мать не только не кормила их, занимаясь устройством своей личной жизни, но и регулярно избивала детей. Поэтому когда женщину лишили родительских прав, ребята вовсе не расстроились – видеть ее они больше не хотели.

Из 124 ребят, находящихся в интернате, сирот – 90. Также на базе интерната существует реабилитационная группа для ребят с проблемами опорно-двигательной системы. Из 30-ти учеников 10 находятся в стенах интерната постоянно.

По словам педагога, самое страшное, что сейчас детей из неблагополучных семей забирают крайне редко. Если раньше их лишали прав безоговорочно, то после того, как государство начало бороться с сиротством, на такие меры идут только в самых крайних случаях. Таким образом, зачастую действуют не в интересах самого ребенка. По хорошему, если оставлять ребят в асоциальных семьях, с ними должен работать психолог и представитель социальных служб.

– Родители, которых все-таки решили прав, как пили, так и пьют, алименты не платят, - отмечает Екатерина Шарикова. – Механизм по привлечению их к уголовной ответственности в Украине не разработан. К тому же, дети сами защищают недобросовестных отцов и матерей, плачут, просят не садить их в тюрьму.

По мнению Екатерины Павловны, в общеобразовательных школах у детей из малообеспеченных семей практически нет шансов реализовать себя. Школьная парта – дом – уроки – игры во дворе, - таким, по мнению педагога, является привычный алгоритм жизни для таких ребят. Родители, которые ели сводят концы с концами, а чаще всего имеют проблемы с алкоголем, не заботятся о всестороннем развитии детей. В то время, как в интернате после школьных занятий воспитанники идут на плаванье, футбол, хоровое пение, или танцы. По выходным они задействованы в кружках по интересам и игровых видах спорта.

С 2001-ого года на базе 3-ого интерната появилась специализированная группа для детей с задержкой психического развития, для которых разработана специальная программа обучения.

- Если такой ребенок придет в обычную школу, толку с такой учебы не будет. К нам часто обращаются родители детей, которые просто измучились из-за неуспеваемости чада, а он, в свою очередь, потерял всякий интерес к урокам, чувствуя, что угнаться за одноклассниками не удается. Таким ребятам лучше учиться в нашем интернате. Кстати, родители, которые живут в городе, забирают таких детей каждый вечер, жители отдаленных сел могут оставлять детей до выходных. – Рассказывает заместитель директора Александр Павловский.

Бывают и случаи, когда приезжают люди из сел и пытаются пристроить ребенка с уровнем интеллекта «норма» в группу для отстающих в развитии детей. Таким безоговорочно отказывают. Впрочем, случаев, когда благополучные родители хотят оставить сына, или дочь в интернате, здесь никогда не встречали. Поэтому, напрашивается вопрос: а правильно ли отстаивать пребывание детей в неблагополучных семьях, протестуя против интернатского образования? Быть может вначале стоит наладить систему государственной поддержки и контроля родителей из группы риска, а уже потом говорить о борьбе с сиротством?

Что касается гостевого режима, вопрос вновь упирается в государственную политику – руководители интернатов просто боятся идти на этот шаг, ведь в случае чего, вся ответственность за выданное разрешение ляжет на них. Поэтому, стараются идти на уступки только тем, кто хотя бы в течении полугода регулярно посещают сирот.

Специалисты не отрицают – интернат никогда не заменит ребенку семью, но только в том случае, если его в этой семье любят.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии